Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 10 класс>> Пунктуация
Пунктуация
В основу правил русской пунктуации положены три принципа: смысловой (логический), грамматический (синтаксический), интонационный. 364. На основе приведенных сведений и данного ниже отрывка из книги С. Абакумова «Методика пунктуации» подготовьте сообщение о русской пунктуации: наметьте план и придерживайтесь его; подберите слова, с помощью которых вы свяжете каждую очередную часть сообщения с предыдущей; заранее выпишите слова и словосочетания, которые необходимо использовать в сообщении; подумайте, как их употребить в предложении; подберите свои примеры для иллюстрации основных положений. Основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. Знаки препинания, таким образом, показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на ее составные части, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определенного значения. <...> Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическими (синтаксическими) правилами. Особенно это относится к запятой. Употребление запятой при однородных членах предложения, в сложном предложении, для выделения приложений, обособленных причастий и деепричастий и т. д. обычно определяется именно синтаксической структурой предложения. Частично на грамматической основе строятся также правила употребления точки с запятой, двоеточия, особенно в сложноподчиненных предложениях, тире при составном сказуемом с опущенной связкой. Однако во всех этих и подобных случаях в основе правил все же лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение. О каком принципе русской пунктуации в этом отрывке не сказано? 366. Определите эмоциональный настрой автора текста, передайте его средствами выразительного чтения. Спишите текст. Объясните пропущенные в тексте знаки препинания. Счас(?)ливая, счас(?)ливая (не)возвр..тимая пора детства! Как (не)любить (не)леле..ть воспоминаний о ней? Восп..минания эти осв..жают возвышают мою душу и служат для меня источн..ком лучших наслаждений. Набегавшись3 (до)сыта сидишь бывало за чайным столом, на своем высоком креслиц..; уже поздно давно выпил свою чашку молока с сахаром сон смыкает глаза но (не)трога..шься с места сидишь и слуша..шь.4 И как (не)слуш..ть? Маман говорит с кем(нибудь) и звуки голоса ее так сладки так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманен(?)ыми дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо и вдруг она сделалась вся маленькая лицо ее (н..)больше пуговки; но оно мне все так(же) ясно видно вижу как она взгл..нула на меня и как улыбнулась. Мне нравит(?)ся вид..ть ее такой крошечн..й. Я прищур..ваю глаза еще болып.. и она делается (н..)больше тех мальчиков которые бывают в зр..чках; но я по- шев..лился и очарование разрушалось; я суж..ваю глаза пов..рач..ваюсь всячески стараюсь возобновить его но напрасн.. . Я встаю (с)ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло. Ты опять заснешь Никол..нька говорит мне маман Ты бы лучш.. ш..л (на)верх. Я (н..)хочу спать мамаша ответ..шь ей и (не)ясные но сладкие грезы наполняют воображение здоровый детский сон смыкает веки и через минуту забудеш(?)ся и спишь до тех пор пока (н..)разбудят. Чу(?)ствуешь бывал., впросонках что чья(то) нежная рука трога..т тебя по одному прикосновению узнаешь ее и еще (во)сне (н..)вольно схват..шь эту руку и крепко, крепко пр„жмешь ее к губам. (Л. Толстой.)
1. Разберите словосочетания третьего предложения: укажите главное и зависимое слова; поставив вопрос, назовите способ связи между ними. Простые предложения могут быть осложнены одно- родными членами, обособленными оборотами, вводными словами и предложениями, обращениями, междометиями. Вводные слова, обращения и междометия не являются членами предложения! 367. Спишите текст. Укажите слова, грамматически не связанные с членами предложения. I. Однажды летом в деревн.. Грачах у (не)богатой помещиц.. Анны Павловны Адуевой все в дом.. подн..лись с рассветом начиная с хозяйк.. до цепной собак.. Барбоса. Только единственный сын Анны Павловны Александр Федорыч спал как следует спать два(?)цат.. летнему юнош.. богатырским сном а в дом., все суетились и хлопотали. Люди ходили однако ж на ц..почках и говорили ш..потом чтоб (н..)разбудить молодого барина. Чуть кто(нибудь) стукн..т громко заговорит сейчас как раздраженная львица являлась Анна Павловна и наказ..вала (неосторожного строг..м выговор..м обидным прозвищ..м а иногда по мере гнева и сил своих и толчком. На кухн.. стряпали в трое рук как будто на десятерых хотя все господское семейство только и состояло что из Анны Павловны да Александра Федорыча. В сара.. вытирали и подмазывали повозку. II. Все были зан..ты и работали до поту лица. Барбос только (н..)чего (н..)делал, но и тот (по)своему принимал участи., в общем движении. Когда мимо его проходил лакей кучер или шмыгала девка он махал хвостом и тщательно обнюх..вал проходящего а сам глазами кажется3 спрашивал Скажут ли мне наконец что у нас сегодня за суматоха? А суматоха была оттого, что Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу или как она говорила людей поем..треть и себя показать. Убийствен(?)ый для нее день! От этого она такая грус(?)ная и рас(?)троен(?)ая. Часто в хлопотах она откроет рот чтоб приказать что(нибудь) и вдруг остановиться на (полу)слове голос ей измен..т она отвернется в сторону и оботрет если успеет слезу а не успе..т, так уронит ее в чем..дан в который сама укладывала Сашенькино белье. Слезы давно кипят у ней в сердце они подступили к горлу дав..т грудь и готовы брызнуть в три ручья но она (как)будто берегла их на прощанье и изредка тратила их по капельк.. . (И. Гончаров.) Произведите синтаксический разбор выделенного предложения; выпишите все словосочетания из него, укажите способ связи. Прекрасный человек Иван Иванович Какой у него дом в Миргород.. Вокруг него со всех сторон навес на дубовых столбах под навесом везде скамейки Иван Иванович когда сделается слишком жарко скин..т с себя бекешу и исподнее сам останется в одной рубашк.. и отдыхает под навесом и глядит что делается во дворе и на улице Какие у него яблони и груши под самыми окнами Отворите только окно так ветви и врываются в комнату Это все перед домом а поем..трели бы что у него в саду Чего там нет Сливы вишни ч..решни огородина6 всякая подсолн..чники огурцы дыни стручья, даже гумно и кузница. Укажите ряды однородных членов. Какими членами предложения они являются? 369. Спишите текст. Объясните постановку недостающих знаков препинания. Был с..дьмой час вечера время3 когда белая акац..я и с..рень пахнут так сильно что каж..тся воздух и сами дерев., я стынут от своего запаха.4 В город..ком саду уже играла музыка. Лошади звонко стуч..ли по м..стовой2со всех ст..рон слышались смех говор хлопанье2 к..литок. Встреч(?)ные с..лдаты к..зыряли офицерам, гимназисты клан..лись Никитину и видимо всем гуля..щим, сп..- шивш-.м в сад на музыку было очень приятно гл..деть на к..в..лькаду5. А как тепло как мягки на вид облака разбросан(?)ые в бе..порядк.. по небу как кротки и уютны тени т..полей и акац..й тени, которые тянут(?)ся через всю ш..рокую улицу и захват..вают на другой сторон.. дома до самых балконов и вторых этажей! Выехали за город и побежали рысью по большой дорог.. . Здесь уже (н..)пахло акац..ей и с..ренью (н..)слышно было музык.. но за(то) пахло пол..м зеленели молодые рож(?) и пш..ница пищ..ли суслики каркали грачи. Куда (н..)взглян..шь, везде зелено только (кое)где ч..рнеют бах Поехали мимо боен потом мимо пив..варен(?)ого завода обогнали толпу солдат(музыкантов)2, сп..шивших в заг..родный сад. (А. Чехов.) 370. Спишите. Объясните постановку тире и двоеточия. Подберите общий заголовок к данным пословицам. С какими из них вы согласны, с какими нет? Приведите другие пословицы на эту же тему. 1. (Не)тот друг кто медом маж..т а тот кто правду в глаза скаж..т. 2. Друг истинн..й что орех (не)расколо- тый. 3. Будь друг да (не)вдруг. 4. Не та дружба сильна что в словах заключена а та что в бою скр..плена. 5. Друзья позн..ются в (не)счастье. 6. (Не)друг поддакивает а друг спор..т. 7. Приобрести друга (не)легко даже за год но обид..ть можно за одну минуту. 8. Раздружит(?)ся друг хуже (не)друга. 9. Плохой товарищ (не)подмога. 10. Друг (до)поры тот(же) (не)друг. 11. (Не)верный друг опас(?)ный враг. Мастер (чего, на что). Необходимость (чего, в ком). Непримиримость (к кому, к чему). Несогласие (в чем, с кем, с чем). Несоответствие (в чем). Обида (на кого, на что). Объявление (чего, о чем). Объяснение (чего, чему). Ответственность (чего, за что, перед кем). Отказ (в чем, от чего). Отметка (за что, по чему). 372. Составьте словосочетания, подсказанные вопросами. Благодаря (кому, чему). Близкий (кому, чему, к кому, к чему). Вблизи (чего, от чего). Вз..имодействие (кого, чего, между кем, между чем, кого с кем, чего с чем). Взаимосвязь (чего, между чем). Вклад..вать (что-либо куда, что-либо во что, что-либо где). 373*. Запишите существительные в нужном падеже с данными предлогами. За счет. Ввиду. Вследствие. Вблизи. В — за (указание времени). В — на (указание местонахождения). В — по (указание пространства и времени). В — при (указание обстоятельств). Из-за — от (при обозначении обстоятельств). 374. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.
Обособляются:
1. Начался дождь и ветер. 2. С двух сторон дороги — хмурые суровые сосны и ели. 3. Тучи бежали по небу и быстро рассеивались. 4. Хотелось проводить друга и засветло вернуться домой. 376*. Составьте простые или сложные предложения с градационными союзами (вспомните, что такое градация): если не — то; не столько — сколько; не то чтобы — но; не только — но и. 377*. Подберите или составьте в форме сложных бессоюзных предложений: 1) две пословицы с тире между частями; 2) два афоризма с двоеточием между частями. Основные правила замены прямой речи косвенной. Если прямая речь является вопросительным предложением, то при замене косвенной она передается косвенным вопросом с частицей ли или без нее с помощью союзных слов который, какой, что. Не забывайте, что в некоторых случаях заменить прямую речь косвенной нельзя, и тогда смысл прямой речи передается другими конструкциями. 378. Прочитайте отрывок из рассказа А. Чехова «Толстый и тонкий», передайте интонацией внутреннее состояние персонажей. Проведите наблюдение над знаками препинания в диалоге. Какова их синтаксическая и стилистическая роль в рассказе? На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом6 и флердоранжем6. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.
379*. 1. Прочитайте высказывания писателей и ученых, разграничивая тембром голоса речь разных лиц в одном и том же отрывке. 2. Два-три высказывания по вашему выбору сделайте цитатами, добавляя свои слова и располагая их или в начале высказывания, или в середине, или в конце таким образом, чтобы ясно было, где ваши слова, а где слова писателя, ученого, и чтобы легко было читать текст с цитатой. Знаки препинания — как при прямой речи. 3. Изложите содержание нескольких высказываний в виде косвенной речи с заменой местоимений и личных форм глагола (там, где это необходимо). Например: Короленко писал, что он трижды перечитывал «Войну и мир» и с каждым разом это произведение Толстого казалось ему «все более великим». 1. Перечитываю «Войну и мир». Это уже третий раз, и с каждым разом это произведение Толстого кажется мне все более великим, и новые стороны все продолжают выступать там, где прежде внимание скользило равнодушно. Теперь, в моем почти болезненном настроении, великая, правдивая, спокойная эпопея действует на меня глубоко умиротворяющим2 образом, как сама природа. Никто не писал с такой захватывающей2 правдой... Это — широко, свободно, искренно, правдиво. Какое изумительное обилие образов, какая волна жизни, эти образы одухотворяющая. (В. Короленко.) 2. ...Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня. (Л. Толстой.) 3. ...Спешу в нескольких словах изложить мое мнение о драме «Гроза». Язык действующих лиц, как в этой драме, так и во всех произведениях Островского, давно всеми оценен по достоинству, как язык художественно-верный, взятый из действительности, как и самые лица, им говорящие. {И. Гончаров.) 4. Академик Д. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» пишет: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело... Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо». 5. Л. Ландау, обращаясь к молодежи, однажды сказал: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная физика... Я, например, в нее не верю». 6. Лирика Анны Ахматовой — неотъемлемая часть нашей национальной культуры, одна из живых и не утрачивающих2 свежести ветвей на древе великой русской поэзии. (А. Твардовский.) 7. Как ни говори, а родной язык всегда остается родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. (Л. Толстой.) 8. Чем гибче, чем богаче, чем многообразнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль. (Ф. Достоевский.) 9. О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха... Боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы не удержала его никакая сила. (Н. Гоголь.) 10. Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Они тверже «держат текст и не дают ему рассыпаться». (К. Паустовский.) Слова, обороты и целые предложения, отражающие точку зрения автора высказывания, выделяются кавычками, если в них не заменены, не опущены какие-либо слова, не изменены их формы. Пропуск того или иного слова, оборота, предложения в тексте, взятом в кавычки, обозначают многоточием в квадратных или рубленых скобках ([...] или <...>). 380. Прежде чем записать текст и правильно расставить знаки препинания в нем, внимательно прочитайте его, осмыслите интонацию каждого предложения, найдите слова, в устной речи выделяемые логическим ударением (подчеркните их), синтаксические паузы (укажите их вертикальной чертой). В предложениях с тире между главными членами подчеркните грамматическую основу, укажите, чем она выражена. В мир., есть (не)только нужное полезное но и красив..е. С того времен., как человек стал человеком с того мгновения когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернею зарю он стал всматриват(?)ся в самого себя. Человек постиг красоту. Красота это глубоко человеческое. Красота существует (не)завис..мо от нашего сознания и вол., но она открыва- ет(?)ся человеком им пост..гается живет в его душ.. (не)было(бы) наш„го сознания не было бы и красоты. <...> Красота это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому(что) увидел глубину лазурного неба м..рца- ние звезд розовый разлив вечерн..й з..ри прозрачн..ю дымку степных просторов багровый закат перед ветр..н(?)ым днем треп..тание марева над горизонтом синие тени в сугробах мартовского снега журавлиную стаю в голубом неб.. отр..жение солнца в мириадах капель утр..н(?)ей росы серые нити дождя в пасмурный день фи..летовое облако на с..реневом кусте нежный стеб..лек и голубой кол..коль- чик подснежн..ка увидел и изумлен(?)ый пош..л по земл.. создавая новую красоту. Ост..новись и ты в изумлени.. перед красотой и в твоем сердц.. расцв..тет благ..родство. Перед человеком открыл..сь радость жизни (по)тому что он услыш..л ш..пот листьев и песню кузнеч..ка журчанье весен(?)его ручейка и переливы серебр..н(?)ых колокольчиков жав..ронка в горяч., м летнем неб., шуршанье снежин..к и стон м..тели ласковое пл..еканье волны и торжественную тишину ноч.. услышал и зат..ив дыханье слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой бер..ги ее. (Б. Сухомлинский.) 381*. Прочитайте тексты. Проанализируйте их: найдите неправильно поставленные знаки препинания. Исправьте ошибки. I. Знаете ли вы что многие, птицы получили свое название по их крику, или по цвету, оперения? Иногда об этом нетрудно догадаться только, надо немного подумать, над словом иногда посмотреть, в словаре внимательно посмотреть, на перышки птиц. II. Недавно шел, первый снег и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло, снегом мягко, хрустел снег; земля, крыши, деревья, скамьи, на бульварах — все было мягко, бело, холодно, и от этого, дома выглядели иначе чем вчера фонари горели, ярче воздух был, прозрачный экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег... III. Допевают свои весенние песни, соловьи еще сохранились в защищенных местах, одуванчики и, может быть где-нибудь, белеет ландыш.
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М. : Просвещение, 2009. — 287 с.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: