KNOWLEDGE HYPERMARKET


А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия»

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 6 класс>>А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия»


А. П. Чехов «Лошадиная фамилия»

Начать урок по теме можно с краткой беседы о писателе.

Очень  важно  при  этом,  чтобы  вступительное  слово  было  живым,  интересным и эмоциональным,  в этом  случае  оно  поможет  подготовить  восприятие  рассказа, о котором пойдет речь на уроке.  

Было бы  хорошо,  если бы  учитель  показал  один  или  несколько  фотографических портретов  А. П. Чехова 80-х  годов  и прочел  помещенные  в хрестоматии  отдельные небольшие  отрывки  из воспоминаний  современников  о писателе:  И. А. Бунина и К. И. Чуковского.

Беседа  в классе  завершается  чтением  вводной  статьи  учебника.  Все  это  даст возможность учащимся ответить на вопросы:

1. Какие  особенности  характера  Чехова  помогли  ему  стать  замечательным  мастером юмористического рассказа?
2. Каким человеком предстает перед  вами А. П. Чехов  в воспоминаниях И. А. Бунина и К. И. Чуковского?
3. Антоша  Чехонте —  один  из псевдонимов  Чехова.  Как  вы думаете,  почему  Чехов не стал сразу подписывать рассказы своим именем?

Важно  не просто  обратить  внимание  на псевдоним Антоша Чехонте,  но и объяснить, что  он вполне  соответствовал  юмористическим  рассказам  писателя.  Это  был  один из псевдонимов молодого Чехова, которым он пользовался, входя в большую литературу в то время,  когда  там  творили  М. Е. Салтыков-Щедрин,  И. С. Тургенев,  Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский.  Ребятам  будет  интересно  узнать,  что  своим  именем  Чехов  стал подписывать  произведения  спустя  шесть  лет  после  появления  в печати  его  первых рассказов.  Насколько  серьезно  относился  сам  писатель  к своим  юмористическим рассказам, говорит тот факт, что он включил свои ранние произведения в первое собрание сочинений.

Многое  будет  зависеть  от того,  как  прозвучит  рассказ  в классе. Поэтому  подготовке его выразительного чтения надо уделить большое внимание.

Рассказ  читает  сам  учитель.  Одна  из задач  урока —  попытаться  раскрыть  природу смешного  в рассказе  Чехова.  Поэтому  беседа  в классе  начинается  с вопроса: «Почему рассказ  называется  юмористическим?  Укажите  моменты,  которые  делают  рассказ смешным».

Кратко  излагая  содержание  рассказа,  учащиеся  выделяют  такие  строки:  забывание приказчиком  фамилии  бывшего  акцизного;  решение  генерала  обратиться  к человеку, который «заговаривает»  боль  по телеграфу;  приглашение  приказчика  к генералу по поводу фамилии акцизного; мучительные усилия приказчика, вспоминающего забытую фамилию; установление фамилии; неожиданная реакция генерала. Источником смешного в сюжете  является  как  сама  исходная  ситуация (генерал  соглашается «заговорить»  зубы по телеграфу), так и развитие этой ситуации и разрешение ее, неожиданности, связанные с этим.  Особенно  неожиданным  является  финал,  когда  герой  вспоминает  наконец фамилию совсем не «лошадиную».

Делая  рассказ  смешным,  Чехов  проявляет  неистощимую  фантазию и изобретательность.  Учащимся  предлагается  доказать  эту  мысль,  обратившись  к речи героев. Шестиклассники  без  труда находят нужные  детали. Это прежде  всего  относится к развития речи приказчика, например: «пошепчет, поплюет — и как рукой», «заговаривает зубы — первый  сорт», «...в Саратове  у тещи  живет…  Только  зубами  и кормится…», «Ежели которые  из других  городов,  то по телеграфу…»  и др.  Смешны  также  предлагаемые варианты «лошадиных» фамилий: Кобылин, Жеребцов, Лошаков, Жеребкин, Коренников, Лошадевич,  Жеребкович,  Кобылянский  и др.  Источником  смешного  также  является поведение героев и детали их внешнего облика. Подводя итоги, можно обратить внимание ребят на то, что отдельная деталь в художественном  тексте нужнее и заметнее в кратком художественном  произведении,  что  краткость  является  отличительной  особенностью чеховских произведений, особенно его юмористических рассказов. Точность и краткость стиля  были  для  Чехова  мерилом  художественности.  Одним  из проявлений  краткости является  быстрое  начало  и неожиданный  финал  его  произведений.  Учащимся предлагается  обратить  внимание  на начало  рассказа: «У отставного  генерал-майора Булдеева разболелись  зубы». Всего одна короткая фраза потребовалась писателю, чтобы действие рассказа началось. Столь же стремительно оно заканчивается: «Приехал доктор и вырвал больной зуб». Чехов любил и часто применял в своих юмористических рассказах неожиданные развязки («В конце бью читателя по морде», — писал он в письме).

Следует обратить внимание учащихся на разницу между речью автора и речью героев в рассказе Чехова. Ребятам предлагается перечитать вступление. Они отмечают простоту и краткость  предложений,  отсутствие  подробностей,  динамичность.  В финале  рассказа (приказчик  встречается  с доктором,  разговор  приказчика  с генералом)  в авторской  речи можно найти элементы оценки, например: «тупо поглядел», «дико улыбнулся», «бешеная собака» и др. Но главное, что соблюдает писатель, — это чувство меры, что, безусловно, является свидетельством таланта и высокой культуры.

Рассуждая  о том,  каким  можно  назвать  чеховский  смех  в рассказе —  добродушным, уничтожающим,  снисходительным,  следует  подвести  учащихся  к выводу,  что  это  смех добродушный  над  мелкими  слабостями  людей:  боязнью  зубной  боли  генерала, легковерием приказчика и его надеждой на чудодейственные средства. Это смех над тем, что  смешно,  забавно,  но не опасно.  Позднее  учащиеся  узнают  о том,  что  чеховский юмористический рассказ будет становиться грустным, а смех беспощадным.

Заканчивая  беседу,  можно  предложить  учащимся  подумать  над  смыслом  слов И. А. Бунина,  сказанных  о Чехове  и его  юмористических  рассказах («сверкнул  и исчез замечательный  ум»).  Важно,  чтобы  ребята  почувствовали  прекрасное  знание  жизни, глубокое понимание людей, их психологии, поведения, неистощимость фантазии, чувство меры  писателя.  А может  быть,  главное,  что  имел  в виду  Бунин, —  это  высокая требовательность,  с которой  писатель  рассматривал  жизнь  и смешное  в ней;  даже добродушно  смеясь,  он многое  требовал  от жизни  и человека,  одновременно  понимая и сложность жизни, и слабость человеческой натуры.

В заключение  можно  сделать  вывод,  что  юмористические  рассказы  А. П. Чехова доставляют нам художественное наслаждение и сегодня,  так как чеховский юмор всегда современен.

При  подготовке  к уроку  учитель  может  воспользоваться  литературой: Бердников   Г. А. П. Чехов: Жизнь и творчество: В 2 т. — М., 1986; Паперный   З. С. А. П. Чехов. —  М., 1960;  Роскин  А. И. Статьи  о литературе  и театре:  Антоша Чехонте. —  М., 1959;  Чуковский   К. И. Чехов //  Современники. —  М., 1967; Эренбург  И. Г. Перечитывая  Чехова. —  М., 1960;  А. П. Чехов  в воспоминаниях современников. — М., 1960.   
      
1А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь. — М., 1999. — С. 186.   64     
2См.:  Снежневская  М. А. За творческое изучение литературы в школе. — М., 1968. — С. 83.      
3См.:  Маранцман   В. Г.  Роман  А. С. Пушкина «Дубровский»  в школьном  изучении. —  Л., 1971. — С. 78—79.      
4См.:  Коровина   В. Я. Методика  работы  с пробным  учебником-хрестоматией «Родная  литература»  для V класса. — М., 1984. — С. 23.     
5Маранцман   В. Г. Роман А. С. Пушкина «Дубровский» в школьном изучении». — Л., 1974. — С. 97.      
6Непомнящий   В. Сила взрыва // Литература в школе. — 1971. — ╧ 3. — С. 19.      
7Маранцман   В. Г. Роман А. С. Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. — Л., 1974. — С. 27—28.      
8Непомнящий   В. Сила взрыва // Литература в школе. — 1971. — ╧ 3. — С. 19.      
9См.: М. Ю. Лермонтов  в воспоминаниях  современников. — М., 1964  или 1974. Фрагменты  воспоминаний приведены в сборнике «Читаем, думаем, спорим...».      
10См.: Чуковский   К. И. Мастерство Некрасова. — М., 1962; Скатов Н. Н. О поэтичности  стихотворения Н. А. Некрасова «Железная  дорога» //  Русская  классическая  литература:  Разборы  и анализы /  Сост. Д. Устюжанин. — М., 1969.      
11Скатов   Н. Н. Указ. соч. — С. 270      
12Там же. — С. 274.      
13См.:  Русская  литература  второй  половины XIX века :  Хрестоматия /  Сост.  Е. В. Квятковский, Н. А. Кушаев. — М., 1986. — С. 88.
 


Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.


онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы конспектов уроков по литературе, задания по литературе 6 класса скачать


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.