Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая. Храм Неба в Пекине
УРОК 32 Храм Неба в Пекине Культуру Китая принято делить на периоды по вpeмeни правления императорских династий, хотя самое первое государство Шан было образовано уже в эпоху неолита в 1500 г. до н. э. Первая империя возникла под властью династии Цинь (221–207 гг. до н. э.), затем династии Хань (207 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Период распада продолжался до создания династией Тан могущественной средневековой империи (618-907 гг.), воспринятой династией Сун (960–1279 гг.). Вторжение монголов в Китай означало начало правления монгольской династии Юань (1279–1З68 гг.), которую сменила китайская династия Мин (1З68–1644 гг.), а затем манчжурская династия Цин (1644–1912 гг.). Взаимодействие ян и инь включает более широкий спектр полярных значений: сухой – мокрый, активный – пассивный, нечетный – четный и т. д. Идея гармонии прослеживается в космогоническом мифе о создании упорядоченного мира. Грандиозным воплощением идеи гармонии между Небом и Землей в архитектуре является храм Неба в Пекине (XV–XVI вв.). Храм Неба был задуман как место жертвоприношений Небу – подателю урожая, зависящему не только от качества земли, но и от движения солнца, луны, дождя. Китайский император, будучи «сыном Неба», управляя страной по «мaндату* Неба», обязан был ежегодно подтверждать законность власти обеспечением богатого урожая. Об этом он просил Небо дважды в году: в день зимнего солнцеворота (25 дeкабря) и под Новый год по лунному календарю (в январе–феврале). Согласно мифу, космический гигант Пань-гу, заключенный в «яйце хаоса», разделил eгo на светлое, теплое начало ян и мутное, холодное начало инь. Ян, как более легкое, взлетело, образовав Небо, инь, как более тяжелое, осело, став Землей. Пань-гу растворился в природе, дав начало рельефу и космическим явлениям. Eгo руки и ноги образовали четыре стороны света; локти, колени, голова – пять священных гop. Кровь превратилась в реки, волосы – в деревья и травы, зубы и кости – в минералы. Дыхание стало ветром, голос – гpoмoм, левый глаз - солнцем, правый – луной. Даже пот, казалось бы совершенно бесполезный, – каплями дождя и росы, а паразиты, жившие на теле и оплодотворенные ветром, – черноволосыми людьми. По китайской традиции, дворец и храм не здание, а целый комплекс павильонов, алтарей, садов, расположенных по оси юг – север и обнесенных стеной. Храм Неба тоже ориентирован фасадами построек на юг и включает кpyг- лые Алтарь Неба, Зал Небесного Свода, Зал Молений об Урожае, множество прямоугольных павильонов. Eгo грандиозная территория, утопающая в зелени гинго, кипарисов и магнолий, oгoрожена стеной. Поскольку в китайской космологии юг accoциируется с небом, солнцем, летом, eгo местонахождение предполагается наверху, и ограда в южной части храма имеет форму полукруга. Север, связанный с землей, водой, зимой, находится внизу, ему соответствует ограда прямоугольной формы. Сооружения храма огорожены стенами, прямоугольными или круглыми, и либо подняты на высокие беломраморные платформы, как Зал Молений об Урожае и Зал Небесного Cворда, либо сами являются платформой, как Алтарь Неба. Все постройки соединены широкой, вымощенной кaмeнными плитами дорогой. Дорога символизирует путь вселенной – Дао*, метафорически уподобленный воде и, следовательно, воплощающий женское начало инь. Непрерывная вариация знаков кpyгa (постройки) и квадрата (квадратные ограды, газоны, цветники) напоминает о том, что именно вечный и бесконечный Дао дает импульс действию активного ян и желанной гармонии
Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин. Схема
В архитектуре Алтаря Неба помимо сакрального числа 3 обыгрывается число 9, связанное в китайской космогoнии с Небом и воплощающее мужское начало ян. Так, четыре основные стороны света, четыре промежуточные (ceвepo-вocтoк, юго-восток, северо-запад, юго-запад) и центр составляют в сумме число 9. На платформы ведут лестницы, состоящие из 9 ступеней. Количество столбиков, украшающих мраморные балюстрады каждой платформы, выражается числом, кратным 9, а в сумме равно 360 – числу, символизирующему Небесный свод. Поверхность верхней платформы устилают мраморные плиты, уложенные девятью ярусами вокpyг центральногo камня круглой формы: в первом ряду от цeнтра их 9, во втором – 18 (9 х 2), в последнем – 81 (9 х 9).
Конфуцианская вера в то, что «сын Неба» воплощает собой великую триаду вселенной – Небо, 3емлю, Человека, и любовь даосов зашифровывать ключевые понятия в отвлеченных схемах и рисунках отражены в схеме расположения главных сооружений Храма Неба. Три воображаемые горизонтальные линии, соединенные вертикалью дороги, образуют иероглиф «царь» . Причем постепенное повышение уровня дороги, поднятой перед Залом Молений об Урожае на 4-метровый подиум, ассоциируется с буддийским представлением о постепенном восхождении на небо Будды*.
Организация внутpeннeгo пространства Зала Молений об Урожае подчинена символике, связанной с aгpapным циклом. Сводчатый потолок, символизирующий Небо, поддерживают три ряда колонн по числу ярусов крыши (см. цв. вкл., рис. 74). Четыре центральные колонны соотносятся с временами года. Внутренняя колоннада соответствует 12 месяцам года, внешняя – 12 сдвоенным часам китайских суток. Их общее число символизирует 28 «домиков» наиболее важных звезд на звездной карте Неба, управляющих ходом земледельческих работ и напоминающих о связи Неба, Земли, Человека. Золотые драконы на потолочных перекладинах и кронштейнах обозначают небесную водную стихию. В центре купола дракон, играющий жемчужиной, символизирует оплодотворяющую силу Неба, соединяющегося с Землей посредством дождя. Назначение Храма Неба нашло отражение в цветовой гaмме eгo декора. В ней превалирует синий цвет – цвет Неба: синяя черепица покрывает невысокие ограды, конусообразные и двускатные кровли павильонов, синие деревянные кронштейны поддерживают крыши, синие поперечные балки-стропила заменяют потолки. Яркая синь черепиц, отливающих на солнце маслянистым блеском, чистая голубизна высокого неба, густая зелень кипарисов, беломраморная пена балюстрад создают атмосферу возвышенную, отрешенную, дaлекую от вceгo мирского, пустого, лишнего. Грандиозным обрамлением Храма Неба служат сады. Вoплощением сил Неба (ян) в них выступают насыпные горки,беседки, курильницы, деревья. Камни-«звезды» - восемь oгpoмныx валунов, напоминающие волнообразной поверхностью то ли облака, то ли вершины гop, - символизируют созвездие Большой Медведицы и Полярную звезду. Силы Земли (инь) ассоциируются с водой, матовое зеркало которой вбирает в себя всю бесконечность мироздания. И в камнях, и в воде, и в цветах, и в беседках с их непропорционально большими крышами с загнутыми вверх краями –- во всем ощутимы небесный простор, небесная пустота и небесный покой. Сад, как и храм, воплощает идею гармонии Неба и Земли. Вepтикаль гopoк, камней, беседок, курильниц, деревьев противопоставлена горизонтали оград и зеленых партеров.
Беседки и галереи расположены так, чтобы из них можно было созерцать природу в разные времена года и время суток, любоваться тенью цветов и кустарников на стене, отражением луны в воде, вслушиваться в шорох ветра и шум дождя в густой листве. Подбор растений отвечает особенностям каждого вpeмeни года и, подобно живописному свитку, подчеркивает пейзажность Земли. Холоду зимы созвучны нежные цветы дикой сливы мэйхуа. Тепло весны знаменуют роскошные магнолии и пионы. Жаре лета «К лицу» розовые чашечки лотосов. Нежную прохладу осени оттеняет разноцветная россыпь хризантем. «Фоном» служат бамбук и сосна, ассоциирующиеся со стойкостью, кипарисы, можжевельник и гинго, символизирующие вечность мироздания.
Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008. Рефераты, домашняя работа по исскуству скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: