Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 7 класс>>И. С. Тургенев. «Бирюк», «Бежин Луг», «Стихотворения В Прозе»
И. С. Тургенев. «Бирюк», «Бежин Луг», «Стихотворения В Прозе» Непримиримостью и ненавистью к крепостной зависимости, угнетающей личность и не позволяющей нормально и свободно развиваться, дышат его произведения «Муму», «Бежин луг», «Бирюк» и «Бурмистр». Таким протестом в какой-то мере была и «самая невинная», по словам Тургенева, его статья-некролог на смерть Н. В. Гоголя. Результатом публикации статьи была ссылка в деревню под надзор полиции. Там, в Спасском, мысль писателя, автора «Записок охотника», о правдивости и честности собственной гражданской позиции еще более укрепляется. Это важно осмыслить семиклассникам. На первом уроке семиклассники сообщают о том, что известно им о самом писателе, его детстве и дальнейшей жизни по рассказам учебников и учителя, дополнительным статьям и книгам, прочитанным школьниками самостоятельно. Часто сообщения о писателе звучат в классе как заключительный монтаж, составленный из нескольких рассказов заранее подготовившихся к этой работе школьников по темам: Детство. Годы учения. Университетские годы. Первые литературные опыты. Служба. Начало литературной деятельности. Знакомство с Белинским. «Современник». «Записки охотника». Драматургия. Арест и ссылка. Крымская война. Романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне». Разрыв с «Современником». «Отцы и дети», «Дым», «Новь». Последние годы. «Стихотворения в прозе». Болезнь и смерть. Все эти сообщения должны создать некий настрой на беседу о знакомых уже произведениях Тургенева — «Муму» и других рассказах, прочитанных самостоятельно. Далее учитель организует чтение рассказа «Бирюк» и ответы на вопросы по первым впечатлениям от прочитанного: как видят грозу школьники? С помощью каких приемов удается писателю изобразить ее так живо? Как воспринимается фраза: «Я посмотрел кругом, — сердце во мне заныло»? Какое настроение сопровождает эти слова рассказчика? Передается ли авторское отношение к увиденному читателям? Учащиеся находят самую важную, центральную сцену в рассказе, размышляют над тем, почему Бирюк отпустил провинившегося мужика. Кто виноват в таком положении мужика? Почему так по-разному называют Бирюка? Оправдываете ли вы его строгость? Выборочный рассказ (об одном из героев), художественный рассказ (описание избы Бирюка), сжатый, краткий, пересказ всего текста приближают школьников к более верному пониманию прочитанного. Ученики готовятся дать характеристику главного героя по плану, данному в справочном разделе учебника. Школьники ответят на вопросы: кто главный герой? Почему его зовут Бирюком? Какие иллюстрации к рассказу «Бирюк» вам известны? Так ли вы представляли себе героев? Какой вы дали бы отзыв на одну из иллюстраций? Не менее важно проследить, с помощью каких средств удается автору раскрыть собственное отношение к героям (в их речи, в облике). Как это проявляется в диалогах рассказа «Бирюк»? Учащиеся читают текст по ролям, получив предварительное задание обратить особое внимание на слова от автора («к крайнему моему изумлению», «ты, я вижу, славный малый»), вести наблюдения над стилем рассказа. После чтения и обсуждения составляют план рассказа, рассматривают композицию, осмысливают тему и идею прочитанного. Далее возможны художественные пересказы фрагментов рассказа «Бирюк», т. е. пересказы с сохранением художественных особенностей. Учитель проводит с классом словарную работу, уделяя большое внимание особенностям использования слова автором, героями. Например, прослеживается разница между речью Бирюка и речью пойманного в лесу мужика. — Отпусти, — твердил мужик, — прикащик. разорены, во как. отпусти! — Разорены. Воровать никому не след. — Отпусти, Фома Кузьмич. не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как. Бирюк отпускает мужика, но читателя наполняет щемящее чувство жалости к обездоленным людям. «Автор сочувствует своим героям, — говорят школьники, — это видно по многим деталям текста: обращениям к героям, диалогам. Горько и досадно, что такая жизнь выпала на долю героев — и мужика, и Бирюка». Инсценированное чтение, чтение диалогов, описаний, конкурсные пересказы текста, рассказы о писателе с последующим обсуждением и рецензированием продемонстрируют, насколько понравилось произведение, хорошо ли понято. Завершается работа подготовкой рассказов по темам: «Герои и автор», «Мои любимые рассказы Тургенева». (Советы для тех, кто работает с изданиями учебника до 2001 года.) Следующий этап — рассказ учителя о появлении «Бежина луга», оценка «Записок охотника» и «Бежина луга» современниками писателя и последующими поколениями. Известно, что мысль написать рассказ о крестьянских мальчиках пришла к Тургеневу в августе — сентябре 1850 года в связи с заключительным эпизодом рассказа «Певцы», где эта тема затронута только вскользь: один мальчик монотонно, тоскливо, надсадно и безрезультатно зовет другого, «Антропку», чем создается особое настроение грусти и отчаяния, соответствующее общему настроению книги Тургенева. Писателю захотелось развить эту тему, и тут же, в черновом автографе рассказа «Певцы», после своей подписи, Тургенев приписал: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. — Огни». И на полях против этого места: «Бежин луг»... Рассказ «Бежин луг» не случайно создавался вслед за появившимися до него «Певцами». Оба эти произведения означали новый поворот и расширение темы: русский крестьянский мир и в детских его представителях показан в его одаренности и духовной красоте и в то же время обнажен трагизм положения. Непривычность такого изображения получила отражение в первых же отзывах петербургской прессы. В рецензии «Отечественных записок», напечатанной анонимно, «Бежин луг» хотя и был отнесен к лучшим рассказам Тургенева и было придано большое значение содержащейся в нем «истинно описательной поэзии», в то же время отмечалось, что портреты выведенных в рассказе мальчиков «несколько польщены». Феоктистов сообщал, что «Бежин луг» «произвел в Москве огромный эффект на публику», отмечал «бездну удивительных подробностей», которых «нет даже у Гоголя.» [см. кн.: Тургенев И. С. Записки охотника. — М., 1991. — (Сер. Литературные памятники)]. Итак, рассказ «Бежин луг», появившийся впервые в журнале «Современник» в 1851 году, произвел необычайное впечатление на читающую публику, и вместе с тем многие рецензенты отмечали «ложное идеализирование характеров» мальчиков, в особенности Павлуши, упрекали автора в излишней детализации, считали, что «утонченная живопись «Бежина луга» утомляет», что народные поверья, рассказываемые мальчиками, почему-то постоянно прерываются автором. Прошло 150 лет с появления рассказа «Бежин луг» в печати. Давно он входит в учебные хрестоматии, издается отдельными книжками и включается в собрания сочинений И. С. Тургенева. Как изменилось и изменилось ли отношение к нему специалистов и всей читающей публики? Например, в книге С. Е. Шаталова «Проблемы поэтики И. С. Тургенева» читаем: «В «Записках охотника» Тургенев постепенно довел до уровня высокого мастерства. косвенный психологизм. Он стремится к отбору таких деталей портрета, поведения героя и обстановки, которые как бы опредмечивают в себе определенные движения души; психологический анализ предстает в этом цикле Тургенева преимущественно как предметное, внешнее выражение отдельных процессов внутренней жизни — в мимике, жестикуляции, в портретной палитре (покраснел, побледнел и т. п.)» (М.: Просвещение, 1969). И там же о пейзаже — «В пейзажах Тургенева многоцветье, переливы красок и света являются непосредственным выражением эстетического богатства природы и средством поэтизации ее. Тургеневские пейзажи в подавляющем большинстве представляют воплощение авторского, собственно тургеневского восприятия природы, либо восприятия его героев, которые в этом отношении ему близки и выступают в произведении как бы его представителями». А. Н. Бенуа, находясь в эмиграции в Париже, пишет о «Записках охотника»: «. это в своем роде какая-то печальная, но и очень полная, глубоко взволновывающая энциклопедия о русском человеке, о русской жизни, о русской земле, книга, уже пропитанная той ностальгией, которой болел всю жизнь добровольно оторвавшийся от России Тургенев и горечь которой нам теперь пришлось отведать». Литературовед Г. Бялый (Тургенев и русский реализм. — М., 1962) пишет: «.сами по себе «Записки охотника» сыграли выдающуюся роль в развитии русской литературы и общественной мысли...» С. М. Петров утверждает: «Бежин луг» вводил в русской литературу проблему изображения детского мира, детской психологии, так ярко освещенной Л. Н. Толстым в повести «Детство» вскоре после появления рассказа Тургенева. Образы мальчиков — героев «Бежина луга» — овеяны лирическим настроением грусти и сочувствия. Однако рассказ кончается жизнеутверждающей, какой-то праздничной картиной наступающего утра.» (И. С. Тургенев. — М.: ГИХЛ, 1961). В книге «Жизнь и творчество И. С. Тургенева» (М., 1983) Н. И. Якушин пишет: «С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой». Активно и радостно воспринимают и обсуждают рассказ «Бежин луг» школьники разных поколений, неизменно сочувствуют крестьянским детям, внимательно вчитываются в картины природы, так подробно и красочно написанные Тургеневым. Чтение текста было бы хорошо взять на себя учителю, хотя бы начало рассказа, с тем чтобы верно донести до учащихся интонации, настроение, которое стремится передать читателю И. С. Тургенев.В чем суть рассказа? Что хочет сказать писатель? Как помогают понять это пейзажные картины — описание ночи, наступающего утра, характеры и рассказы мальчиков? Полезно напомнить школьникам о быличках, бывальщинах, легендах, с которыми они знакомились в начале пятого класса и которые вспоминали, когда говорили о «Заколдованном месте» Н. В. Гоголя. Может быть, некоторые былички, бывальщины вспомнят и расскажут школьники. Но вот перед нами новый рассказ — рассказ Тургенева. Попробуем на следующем уроке воспроизвести его содержание. План подобных пересказов учащихся: 1. «Был прекрасный июльский день...» Напомним, что сам Тургенев сначала называл их россказнями, потом преданиями, поверьями. Как же лучше и правильнее их назвать или их можно называть по-разному? Почему? Весь класс участвует в передаче содержания этих рассказов, соблюдая их особенности. Какой рассказ показался наиболее интересным? Как подготовили рассказы школьники? Почему писатель все-таки называет эти рассказы поверьями? Как вы это объясните? Вспомним описание утра, ночи. В передаче этих описаний и подготовке художественных пересказов (т. е. близко к тексту, с использованием его художественных особенностей) участвуют многие учащиеся с последующими рецензиями на эти рассказы- описания. Учитель и семиклассники разыскивают иллюстрации к этому рассказу (картины В. Е. Маковского «Ночное», К. В. Лебедева «Бежин луг» и др.), пробуют сделать описание картин, рисунков и сопоставляют их с описанием Тургенева. Дома школьники еще раз перечитывают рассказ Тургенева «Бежин луг», составляют самостоятельно описание ночи, летнего дня, зимнего утра, осеннего вечера в тургеневском стиле или готовят художественный пересказ одного из поверий, рассказанного одним из мальчиков (на выбор). Завершаются уроки, посвященные тургеневским рассказам, заключительным словом учителя о роли и значении «Записок охотника» И. С. Тургенева. Стихотворение в прозе — особый жанр, над которым работал писатель. Учащиеся внимательно читают стихотворения в прозе, размышляют над их содержанием и формой, учат одно из них наизусть. Стихотворения в прозе для семиклассников — сложная форма для понимания и осмысления. Известно, что цикл «Стихотворения в прозе» при жизни писателя в составе пятидесяти одного стихотворения был напечатан всего один раз, в 1882 году. Остальные стихотворения опубликованы в Париже. Создавались они в течение 1877-1882 годов, т. е. в последние годы жизни Тургенева, именно поэтому в них раздумья о жизни и смерти, о бессмысленно пролитой народной крови, о гибели «тысячи собратий», «брошенных в пасть смерти неумелыми вождями». Стихотворения писались в период русско-турецкой войны — в них и тема героического подвига, и нравственное превосходство простого человека («Деревня», «Маша», «Щи», «Два богача»), и вера в будущее народа русского («Русский язык»), и наброски человеческих характеров, и мысли о всепобеждающей силе любви. П. В. Анненков говорил Тургеневу: «Я хоть и не плакал на отдельных пьесах «Стихотворений», да зато их общий характер просто ослепил меня: темные кружки пошли в глазах, а из этих кружков стал выделяться удивительно симпатичный образ автора — что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое свое существование»2. Б. В. Томашевский пишет, что первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как «эскизы» для будущих стихотворений, затем М. М. Стасюлевич уговорил писателя отдать их для печати. Им было предпослано обращение автора к читателю: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их в раздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу»3. Организуя уроки по этой теме, думается, следует учесть прежде всего слова самого Тургенева. Разберемся в том, что это за цикл, расскажем, как он создавался автором, затем обсудим стихотворения, включенные в учебник. Постараемся настроить учащихся на активное самостоятельное чтение стихотворений в прозе во внеурочное время, затем коллективно обсудим их на уроках литературы и внеклассного чтения. Каждый из школьников может подготовить одно-два стихотворения наизусть для конкурсного чтения. Семиклассники расскажут о писателе, о его работе над циклом стихотворений в прозе, о позиции Тургенева по отношению к тому, что совершается на родине. Какие еще рассказы Тургенева вы читали? Подготовьте отзыв на один из прочитанных самостоятельно рассказов этого автора. Что можно сказать о творческой лаборатории писателя? Напомним учащимся слова самого Тургенева: «. Писатель не может, не должен поддаваться горю! Он изо всего должен извлекать пользу. Ну вот, например, случилось, с тобой большое горе, — садись и запиши, то-то и то-то случилось, то-то и то- то испытываю. Горе пройдет, а превосходная страница останется...4» В то же время до нас дошли свидетельства о мучительной работе писателя над сюжетом, образами, стилем... Разговор о творческой лаборатории писателя создаст более полное представление об особенностях его работы, личности. Рассказывая о Тургеневе, подчеркнем мысль Добролюбова о том, что «он быстро угадывал новые потребности, новые идеи. и в своих произведениях обыкновенно обращал внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинавший волновать общество». Какие же идеи, вопросы были подняты Тургеневым в «Записках охотника», в изученном ранее рассказе «Муму»? Что печалило писателя и что высвечивается им в изучаемых нами произведениях? На уроках литературы и особенно на уроках развития речи, связанных с уроками литературы, не пожалеем времени на сопоставления описаний природы в произведениях Тургенева и Гоголя. Например, описание степи Гоголем и Тургеневым. Пусть попробуют школьники устно воспроизвести (пересказать или прочитать) нарисованные этими авторами картины природы, постараются уловить разницу между мягкими, «акварельными» красками в описаниях Тургенева и яркими, гиперболическими — у Гоголя. В «Российской школьной хрестоматии» даны для внеклассного чтения два текста («Бурмистр» и «Певцы»), в книге «Читаем, думаем, спорим.» семиклассникам предстоит подумать над словами Тургенева, который считал, что писать по-настоящему можно только на своем родном языке, приводится стихотворение в прозе «Во дни сомнений.», высказывания литературоведов о героях тургеневских произведений (С. Петрова, B.Чалмаева) и о своеобразии художественного мастерства писателя (С. Петрова, C.Малахова), кроссворды, занимательные задания — все это поможет более углубленному и заинтересованному знакомству с личностью и произведениями И. С. Тургенева.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: