KNOWLEDGE HYPERMARKET


Колыбель новой религии

Гипермаркет знаний>>История>>История 6 класс>>История: Колыбель новой религии


§ 11. Колыбель новой религии


С древности Средиземное море не столько разделяло, сколько связывало народы, жившие по его берегам. Во времена Римской империи Средиземноморье — это единый при всей своей пестроте мир. Но в раннее средневековье на пути общения средиземноморских народов появились неожиданные препятствия. В то время как в Европе торжествовало христианство, вдоль южного, восточного, а позже и западного берегов Средиземного моря стала распространяться новая мировая религия — ислам. С первых веков средневековья христианский мир и мир ислама тесно соседствовали и сильно влияли один на другой. Многое в средневековой истории Европы было связано именно с тем, что христиане и последователи ислама то воевали друг с другом, то мирно торговали и обменивались своими знаниями. Поэтому от границ Византии мы двинемся дальше на юг — в Аравию, где зародилась новая религия. Ей предстояло со временем найти миллионы последователей.

Ислам возник в VII в. у арабов. Арабы в те времена населяли Аравийский полуостров и прилегающие к нему с севера некоторые области Сирии. Арабы принадлежат к семитским народам.

Семитские народы (евреи, ассирийцы, финикийцы, арамеи) издревле населяли обширные земли на Переднем Востоке от побережья Средиземного моря до Персидского залива. Семитские народы создали великие государства древности (Аккадское, Вавилонское, Иудейское, Набатейское царства).


Аравия

Аравийский полуостров с трех сторон омывается морями. В центре Аравии располагается огромная Аравийская пустыня. Люди жили в основном в прибрежных районах, на краю пустыни.

По древним арабским легендам, родоначальником арабов был Измаил, сын Авраама, «праотца» евреев. В Библии говорится, что Измаил был сыном Авраама и его рабыни Агари. Через некоторое время родился сын и у жены Авраама — Сарры. Измаил насмехался над младшим братом, и Сарра потребовала, чтобы Авраам изгнал Агарь и Измаила. Агарь ушла с сыном и вскоре заблудилась в пустыне. Там не было воды и пищи, и Агарь уже приготовилась к смерти. Она оставила плачущего сына под кустом, а сама села в изнеможении поодаль, рыдая. Тут она услышала голос ангела с неба, который сообщил ей, что Бог услышал Измаила и что Он произведет от Измаила великий народ. Неподалеку оказался источник с водой, и мать с сыном спаслись.

Наиболее развитыми в Аравии были две области: Йемен в юго-западной части полуострова и Хиджаз, протянувшийся через всю Западную Аравию с юга на север. Йемен отличался плодородием, там было достаточно воды и много плодовых деревьев (особенно фиников).

Йемен по-арабски означает «правый», «счастливый». Не только у арабов, но и у многих других народов правое одновременно обозначает и счастливое. Римляне, подражая арабам, называли Йемен «Счастливая Аравия» (Arabia felix).

Хиджаз отличался меньшим плодородием и большей засушливостью. Йемен и Хиджаз располагались на важном торговом пути, по которому в византийскую Сирию доставляли диковинные товары из Индии (специи, шелк, жемчуг). Поэтому в Йемене и Хиджазе выросло много торговых городов. На самой границе с пустыней селились арабские кочевники — бедуины, которые занимались скотоводством. Скотоводство не всегда давало им достаточно средств к существованию, и бедуины совершали грабительские набеги на земледельцев, горожан и торговцев. Они отличались храбростью и воинственностью. Хотя жизнь бедуинов была более грубой и простой, чем у жителей городов, кочевники славились своей образной и вдохновенной поэзией.

Богатство южно-аравийских государств издавна поражало современников. Из Библии известно о царице Савской, правительнице Сабейского государства в Йемене. Царица Савская услышала о мудрости иудейского царя Соломона (X в. до н. э.) и прибыла в Иерусалим, чтобы испытать его. Соломон без труда ответил на все хитроумные вопросы царицы. Изумленная и покоренная его умом, она подарила Соломону много золота, благовоний, драгоценных камней, а также корабль с грузом красного дерева.


Верования арабов

Арабы в большинстве своем были язычниками. Их религии имели много общего с верованиями других древних семитских народов. Особенно арабы почитали бога Утренней звезды и называли его Астар (бог войны и плодородия). Арабы поклонялись и богу луны (Син), богине-матери (Лат). Грозным и губительным богом считалось также Солнце. Арабы почитали бетили — природные и рукотворные каменные столбы, которые являлись и домом бога и его воплощением. Единой религии не было, в разных местностях Аравии почитались разные боги.

Кроме местных аравийских верований среди арабов распространились иудаизм и христианство.

Иудаизм — первая монотеистическая религия на Земле, последователей которой называют иудеями. Монотеизм в переводе с греческого языка означает единобожие, т. е. веру в Единого Бога. Первыми стали верить в Единое Божество евреи. Они построили и первый храм, посвященный Единому Богу. Бог, по вере иудеев, Творец неба и земли, всех людей. Он свят и справедлив. Жизнь людей наполнена смыслом, люди и народы живут, исполняя предначертания Бога.

Второй мировой монотеистической религией стало христианство.

Иудаизм принесли в Аравию евреи: торговцы, а также переселенцы из Палестины, бежавшие от притеснений римлян. Торговцы-христиане, многочисленные монахи, священники из Византии и Эфиопии проповедовали в Аравии учение Христа. Арабы не были отгорожены от остального мира и знали, что заботило там людей.


Вопросы

1. Что вы знаете о семитских народах?

2. Найдите на карте Аравию и Индию. Как вы полагаете, каким путем доставлялись товары из Индии в Аравию: морским или сухопутным?

3. Среди арабов было много иудеев. Как вы думаете, к какому народу причисляли себя эти арабы-иудеи: к еврейскому или арабскому?


Из доисламской арабской поэзии. Из стихов бедуина Ангары (ок. 525 — ок. 615), знаменитого героя-поэта

     Я заветы родича боевые храню и чту,
     Когда, оскаливши зубы, к нам идет война
     И пускай в ее водовороте все кипит —
     Не страшит, а манит к себе героев глубина
     Посылали меня друзья вперед, я не отступил,
     Хоть вражьих копии передо мной была стена.
     Подбодряют толпы друг друга криком, а я один
     Прорываюсь к ним, и мне поддержка не нужна.
     Вонзаются прямо в грудь коня копья острые —
     Как у колодезной веревки у них длина
     Но я без страха бросал гнедого против них;
     Как одежда, кровь на груди его густа, плотна
     От ударов он уйти скорее старается,
     И слышно ржание, и слеза на щеке видна.
     А умей сказать — он бы мне пенял, он бы сетовал,
     Говорил бы мне, как его судьба тяжела, грустна.


Из стихов поэтессы аль-Хансы (конец VI в. — 664)

     Мы были звездами в небе, ты же месяцем был
     И ярким светом своим в потемках людям светил.
     Упал вдруг месяц с небес — родимый братец погиб,
     И мне теперь меж родных никто уж больше не мил.
     Судьба тебя упекла — осталась слава твоя,
     Путем прекрасным ты шел, да бросить нас поспешил.

Из «Книги об идолах» Хишама ал-Калби (IX в.) о поклонении арабов камням


У племени тайи был идол, которого называли ал-Фалс. Это был красный выступ посреди их черной горы, называемой Аджа, похожий на изображение человека. Они поклонялись ему, делали ему подношения и приносили около него животных в жертву. Если приходил к нему боящийся, он был в безопасности возле него; если кто угонял скот и скрывался с ним у него (у ал-Фалса), скот оставляли ему, и убежище возле него было нерушимым.

Хранителями его были потомки Баулана, а Баулан — это первый, кто начал поклоняться ему. Последним его хранителем из них был человек по имени Сайфи. Он угнал молочную верблюдицу одной женщины из племени калб... соседки благородного Малика ибн Кулсума. Сайфи ушел с верблюдицей и привел ее во двор (капища)(Капище — языческий храм.) ал-Фалса. Соседка Малика пошла к Малику и рассказала, что (Сайфи) угнал ее верблюдицу. Малик вскочил на неоседланную лошадь, взял копье и пустился по его следам. Он нашел Сайфи возле ал-Фалса — и верблюдица стояла перед ал-Фалсом — и сказал ему: «Отпусти верблюдицу моей соседки!». Тот ответил: «Она принадлежит твоему господину»(Имеется в виду божество ал-Фалс.). Малик сказал: «Отпусти ее!» Тот спросил: «Неужели ты предаешь своего бога?» Тогда Малик направил на него копье, и тот развязал (верблюдице) путы (на ногах), и Малик уехал с ней. А хранитель подошел к ал-Фалсу, посмотрел на Малика, поднял руку и сказал, указывая на него: «О, господин мой! Малик ибн Кулсум предал сегодня тебя, (отняв) старую, крепкую верблюдицу! А до сегодняшнего дня тебя не обижали!»

Этим он хотел вызвать гнев (идола) против Малика. А в тот день Ади ибн Хатим принес возле ал-Фалса жертву и сидел с несколькими людьми, разговаривая о том, что сделал Малик. Ади испугался этого и сказал: «Посмотрите, что постигнет Малика сегодня!» Но прошли дни, и ничего его не постигло. Тогда Ади отрекся от поклонения (ал-Фалсу) и другим идолам, и принял христианство. Он оставался христианином, пока Бог не принес ислам, и он принял его.


Вопросы

1. Что можно узнать о жизни бедуинов из стихов Антары и аль-Хансы?

2. Что побудило Ади в рассказе Хишама ал-Калби отказаться от поклонения идолу?

3. Бедуины в бою пользовались только конями, однако образ жизни араба в Европе чаще связывают с верблюдом. Для каких целей кочевники использовали верблюдов?


Бойцов М.А., Шукуров Р.М., Всеобщая история. История Средних веков, 6 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов


Открытый урок истории, школьный план, всё школьнику для выполнения домашнего задания, скачать историю 6 класс


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока                       
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.