Гипермаркет знаний>>Литература 9 класс>> Литература: М. И. Цветаева Лирика
План-конспект урока к предмету «Литература 9 класс» на тему ««Жизнь и творчество Марины Цветаевой»»
Тема урока: «Жизнь и творчество Марины Цветаевой».
Цель: Организация образовательного пространства, способствующего развитию познавательных (интеллектуальных) и творческих способностей обучающихся.
Задачи: • Познакомить обучающихся с жизнью М. Цветаевой и её творчеством, в котором «душа, не знающая меры», раскрывается вначале «щедро и ясно», а затем уходит «в себя, в единоличье чувств»; • Постигнуть глубину поэтической мысли, красоту художественных образов; • Формировать общую и сценическую культуру, развивать творческие способности; • Формировать эмоционально-ценностное отношение к миру, познанию, окружающим, себе.
Тип урока: систематизация полученных знаний.
Контингент обучающихся и планируемый результат
Урок ориентирован на обучающихся старшего звена, непрофильного обучения русскому языку и литературе. Урок является личностно-ориентированным, построенным на принципах развивающего обучения и деятельностного подхода, включает обучающихся в активную исследовательскую деятельность и способствует развитию внутренних мотивов учения, стимулированию и становлению собственного (личностного) смысла учения.
Результатом проведения урока-гостиной является представление результатов исследовательской деятельности в творческой форме. Проведение урока-гостиной также поможет формировать у ребят литературный вкус, приобщать их к тайне слова писателя или поэта, помогать понимать и уяснять глубину содержания авторской мысли, давать верную оценку героям, их поступкам, а самое главное – учить внимательно и вдумчиво читать и анализировать прочитанное произведение, соотносить литературные произведения и свой жизненный опыт.
Технология реализации поставленных целей и задач урока
Метод проектного обучения - включает обучающихся в активную исследовательскую деятельность по теме урока, предоставляет обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей.
1 этап
| постановка проблемы
| воссоздать поэтическую гостиную в духе творчества Марины Цветаевой
|
2 этап
| планирование (распределение участников проекта)
| оформление кабинета, мультимедийная презентация – сопровождение, чтение стихов, исполнение музыки, сценки
|
3 этап
| поиск информации участниками проекта
| (поиск, обработка, создание продукта)
|
4 этап
| презентация проекта
| проведение урока – литературной гостиной
|
Метод личностно ориентированной театрализации ориентирован на включение учащихся в театрализацию литературного произведения для повышения эмоциональной и интеллектуальной активности учащихся, их интереса. Ученику предлагается перевоплотиться в личность не только литературного героя, но и автора, что даёт возможность прочувствовать все переживания на себе.
Метод творческого самоутверждения - помогает обучающимся найти «свое» место в культуре, «своих» писателей и поэтов.
Метод интроспективного анализа – ставит перед учащимися проблему так, чтобы они узнали в ней отражение собственных переживаний. Личностно-ориентированная ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, которые обязательно находят эмоциональный отклик в душах читателей.
Оформление и оборудование:
Портрет М. Цветаевой, подсвечник со свечами, листья и кисти рябин для украшения доски, презентация на мультимедийном экране, аудио и видеозапись (стихи читаются на фоне музыки), синтезатор, скрипка, репродукция картины Наумова «Дуэль». Форма одежды участников для девушек – белая блузка и чёрная юбка; для юношей – гражданский костюм.
Литература:
1. Марина Цветаева «Избранные произведения», Москва, 2007. 2. Слепцова М.Ф. «И снова вечер, и снова вместе…». Смоленск, 1997. 3. Бродский И. «О Марине Цветаевой», Новый мир, 1991, №2. 4. Пастухова Л.Н. «Если душа родилась крылатой…», Литература в школе, 1991, №3. 5. Кисловская Е.С. «Красной кистью рябина зажглась…», Русский язык и литература. 1990, №6. 6. Интернет-ресурсы http:/ /ru.wikipedia.org/wiki/Цветаева,_Марина_Ивановна http:/ /www.litera.ru/stixiya/authors/cvetaeva/articles.html http:/ /tsvetayevs.org/
Ход урока
Учитель: Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: «Душа – есть всё – всюду – вечно».
Марина Цветаева (Кузьмина А., Давлетшина М.)
Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет…
Кто создан из камня, кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская…
Кузьмина А.
Обращаюсь к Вам, потому что вы любите мои стихи. Незнакомый человек – это все возможности, то, от кого всё ждёшь. Кого еще нет, он только завтра будет, когда меня не будет. X для Y начинается в секунду встречи, будь ему хоть 100 лет.
Давлетшина М. (звучит музыка)
К тебе, имеющему быть рождённым. Столетие спустя, как отдышу, - Из самых недр, - как на смерть осуждённый, Своей рукой - пишу: - Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики… И грустно мне ещё, что в этот вечер, Сегодняшний – так долго шла Я вслед Садящемуся солнцу, - и на встречу Тебе – через сто лет...
Яковлева Ю. (звучит музыка из цикла «Времена года», «Октябрь»)
Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоан Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.
Учитель: (из воспоминаний)
«Марина родилась 26 сентября 1892 года в Москве. В мамином дневнике много лет спустя мы прочли: «Четырёхлетняя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы. Может быть, будет поэт?»
Чтец:(Величко М.) Ты, чьи сны ещё не пробудны, Чьи движения ещё тихи, В переулок сходи Трехпрудный, Если любишь мои стихи … Этот мир невозвратно-чудный Ты застанешь ещё, спеши! В переулок сходи Трехпрудный, В эту душу моей души!
Учитель: Детей своих Цветаевы растили «не только на сухом хлебе долга», они открыли им глаза «на никогда не изменяющее человеку вечное чудо природы, одарили многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских ёлок», дали им в руки лучшие в мире книги. Первым потрясением Марины и первой её любовью в литературе был А.С. Пушкин.
Марина Цветаева (Давлетшина М.)
«Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта убили. Я поделила мир на поэта – и всех, и в подзащитные выбрала поэта. Нет, бил барабан перед смутным полком, Когда мы вождя хоронили: То зубы царевы над мертвым певцом Почетную дробь выводили … Кого это так - точно воры вора Пристреленного – выносили? Изменника? Нет. С проходного двора Умнейшего мужа России
Учитель:(проецируется картина) «Начинается как глава настольного романа. Тайна красной комнаты. В красной комнате был тайный шкаф. Но до тайного шкафа было другое, была картина в спальне матери» - «Дуэль». Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням – а ещё один, другой, спиной отходит. Уводимый – Пушкин, отходящий – Дантес»…
Марина Цветаева (Давлетшина М.) «Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот. Пушкин был мой первый поэт, и моего поэта убили. С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова – убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность. Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта убили. Я поделила мир на поэта – и всех, и выбрала поэта, в подзащитные выбрала поэта.
Учитель: «Но что же тайна красной комнаты? Запретный шкаф. Запретный плод. Этот плод – том, огромный сине-лиловый том с золотой надписью «Собрание сочинений А.С. Пушкина».
Марина Цветаева (Давлетшина М.)
(Звучит музыка – фрагмент увертюры к опере Чайковского «Евгений Онегин»)
«Пушкин озарил меня любовью. Словом – любовь… Мне было шесть лет, и это был мой первый музыкальный год… рождественский. Давали сцену из «Русалки», потом «Рогнеду» - и
Учитель:
«Теперь мы в сад перелетим, Где встретилась Татьяна с ним» Скамейка. На скамейку – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садиться, а она встаёт. Оба стоят. И говорит только она, а он не говорит ни слова.
Онегин – Астанин М., Татьяна – Давлетшина М.
Сцена из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Диалог М. Цветаевой с матерью:
- «Что же Муся тебе больше всего понравилось? - Татьяна и Онегин. Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и может быть в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь… Эта первая любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви…»
Звучит песня М. Таривердиева на слова М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…» в исполнений Ю. Яковлевой
Учитель:
В 1916 году, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила Марина первый поэтический сборник – «Вечерний альбом»
Максимилиан Волошин (Алёхин Илья), Марина Цветаева (Кузьмина Алина)
Волошин - Можно мне видеть Марину Цветаеву? Марина – Я. - А я Макс Волошин. К вам можно? - Очень. Прошли наверх, в детские комнаты. - Вы читали мою статью о Вас? - Нет. - Я так и думал и потому вам её принёс. - Вся статья – самый беззаветный гимн женскому творчеству и семнадцатилетью. … Пишу стихи. И вот беседа – о том, что пишу, как пишу, что люблю, как люблю… - Через день письмо, открываю: стихи… К вам душа так радостно влекома! О, какая веет благодать От страниц «Вечернего альбома»! (Почему альбом, а не тетрадь?)…
Учитель:
(На экране фотография Сергея и Марины, звучит авторская песня Подрядчикова В. (11 кл.)
Они встретились семнадцатилетний и восемнадцатилетняя на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей, красивый грустной, кроткой красотой юноша с поразительными, огромными в пол-лица глазами.
Чтец: (Валеева Р.)
Ждут нас пыльные дороги, Шалаши на час … Милый, милый, мы, как боги: Целый мир для нас! …
Учитель:
Из воспоминаний Ариадны Эфрон:
«Блок в жизни Марины Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата «по струнному рукомеслу», а как божество от поэзии, и которому, как божеству поклонялась».
Чтец: (Григорян С.)
Имя твоё – птица в руке Имя твоё – льдинка на языке, Одно единственное движенье губ, Имя твоё – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту… …
Учитель:
Подобно тому, как говорят «Пастернак и Цветаева», читатели её поколения говорили «Блок и Ахматова». Мне мой успех нужен как прямой повод к Ахматовой. И если я в данную минуту хочу явить собой Москву…. А для того, чтобы эту Москву – Петербургу - подарить, Ахматовой эту Москву в себе, в своей любви подарить, перед Ахматовой – преклонить.
В певучем граде моём купола горят, И Спаса светлого славит слепец бродячий … И я дарю тебе свой колокольный град, Ахматова! – и сердце своё впридачу.
В мае 1922 года М. Цветаева вместе с дочерью покинула Россию. Берлин, Прага, Париж… Новые разлуки с мужем, духовное одиночество, нищета – вот что дала ей эмиграция. Горькое чувство безысходности усилилось тоской по Родине. Дай мне руку на весь тот свет… Эту руку с того родного света протянул ей Борис Пастернак. Свершилось чудо: 27 июля 1922 года почтальон принёс письмо Марине:
Борис Пастернак и Марина Цветаева (Астанин М. и Давлетшина М.) (Сцена Б.Пастернак и М. Цветаева)
«Дорогая Марина Ивановна! Сейчас с дрожью в голосе стал читать брату Ваше «Знаю, умру не зря!»… и был перебит волною подкатывающего к горлу рыдания…Вы – не ребёнок, дорогой, золотой, несравненный мой поэт…» «Пастернак, не шутите! Я себя знаю. Я с такой силой думала о Вас…» «Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественно родное предназначенье, утренняя дымящаяся моя душа, Марина… Какие удивительные стихи Вы пишите… Вы – возмутительно большой поэт. О, как я Вас люблю, Марина…» «О, Борис, Борис, как я вечно думаю о тебе, оборачиваюсь в твою сторону – за помощью!... Я буду терпелива, и свидания ждать, как смерти…»
Учитель:
(звучит фортепьяно – Мельцер Ю. (9 кл.)
Но годы шли. «Устали» Пастернаковы письма…По всем своим городам и пригородам Марина прошла инкогнито, твеновским нищим принцем
Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую в дали. Настанет день, когда И я исчезну с поверхности Земли…
Чтец:(Давлетшина М.)
О черная гора, Затмившая весь свет! Пора – пора – пора Творцу вернуть билет. Отказываюсь - быть В бедламе нелюдей, Отказываюсь жить С волками площадей. Отказываюсь выть С акулами равнин, Отказываюсь плыть Вниз – по теченью спин. Ни надо мне ни дыр Ушных, ни вещих глаз. На твой безумный мир Ответ один – отказ.
Учитель:
На этой ноте последнего отчаянья оборвалось творчество Марины Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование - и того в обрез.
Звучит песня на стихи М.Цветаевой «Хочу у зеркала…»
Прелюдия до-мажор Скрябина в исполнении Мельцера Ю. (9 кл), скрипка
Выполнила Евстафьева Т.Д., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 120
Предмети > Литература > Литература 9 класс > М. И. Цветаева Лирика > М. И. Цветаева Лирика. Конспект урока
|