Конспект уроку до предмету Музика, 3 клас Тема: «Музичні ребуси. Поєднання пісенності, маршовості і танцювальності. Повторення вивчених пісень.»
Симфонический оркестр
Симфони́ческий орке́стр — большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает 4 группы инструментов:
· струнно-смычковые — Скрипка, Альт, Виолончель, Контрабас · деревянные и медные духовые — Флейта, Гобой, Кларнет, Фагот, Труба, Тромбон, Валторна, Туба · ударные — Литавры, Тарелки, Ксилофон, Барабан, Перкуссия · одиночные — Арфа, Фортепиано, Орган
Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и XVII века оркестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.
Оркестр вырос размером за восемнадцатый и девятнадцатый век, но очень мало изменился по своему составу в течение двадцатого столетия.
Оркестр полной величины (до 110 музыкантов), называется «Симфоническим оркестром» или «Филармоническим оркестром»; эти префиксы не обязательно свидетельствуют о какой-либо большой разнице ни в инструментальной конституции, ни в роли оркестра, но могут быть полезны, чтобы различать разные ансамбли, базирующиеся в том же городе (например, Лондонский симфонический оркестр и Лондонский филармонический оркестр).
Оркестр меньшего состава (около пятидесяти исполнителей или меньше) называется камерным оркестром.
Классический (парный, или двойной) состав т. н. малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й. Гайдна (духовые парного состава, литавры и струнный квинтет); современный малый симфонический оркестр может иметь ненормированный состав.
В т. н. большом симфоническом оркестре (с начала XIX века) расширены группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль и орган; группа струнных смычковых численно увеличена.
Название состава Симфонического оркестра определяется по числу инструментов каждого семейства духовых (парный, тройной и т. д.).
Рассадка оркестра
За время появления симфонических оркестров сменилось множество вариантов расположения музыкантов. Время помогло выработать определенный принцип расположения симфонического оркестра.
Во-первых — музыканты хорошо видят дирижерскую палочку, если их рассадить веерообразно, а дирижера поместить в месте предполагаемой оси веера.
Во-вторых — все однородные инструменты целесообразнее собрать вместе — в одну линию или группу. Это позволяет музыкантам лучше слышать друг друга в совместной игре и создает компактное, согласованное звучание каждой оркестровой группы.
В-третьих — звучность зависит и от того или иного размещения этих групп по отношению друг к другу. Так как сила звука и количество инструментов в каждой группе оркестра не одинаковы, то хорошая рассадка помогает добиться равномерного звучания всего оркестра.
Ко второй половине XX века сложились два основных типа рассадки оркестра — немецкий и американский.
В России чаще используется американская рассадка.
Вдоль рампы располагаются 1-е скрипки (слева) и виолончели (справа). 2-е скрипки сидят позади первых, альты сидят за виолончелями справа. Контрабасы находятся за спиной у виолончелей. Посередине сцены расположены два ряда деревянных духовых инструментов (флейты, гобои и фаготы). За ними располагаются медные инструменты — трубы, валторны, тромбоны и туба. Ударные инструменты расположены дальше всего от слушателя — от левого края до центра сцены, где обычно расположены литавры. Арфы находятся с левой стороны от дирижера.
Немецкая рассадка отличается тем, что виолончели меняются местами со 2-ми скрипками, а контрабасы — слева. Медные духовые инструменты сдвигаются направо, в глубь сцены, а валторны смещаются налево. Ударные при такой раскладке располагаются ближе к правой кулисе.
Решение о том, каким способом рассадить оркестр, принимает дирижер.
История формирования оркестра
Если под оркестром понимать группу музыкантов, играющих одновременно, что в общем, не верно, поскольку существуют для этого квартеты, квинтеты, октеты и др, то история оркестра уходит в далёкие времена. Так в Древнем Египте небольшие группы музыкантов одновременно играли на различных праздниках и похоронах.
Современный оркестр берёт своё начало с XVI века, когда композиторы писали музыкальные произведения для музыкантов в целом. В связи с развитием инструментов, оркестры вплоть до конца XVIII века были, как правило, струнные. В эпоху барокко оркестр нельзя было представить без клавесина, нередко в состав входили лютня, мандолины. Большое значение для формирования современного симфонического оркестра принадлежит Бетховену. В своих симфонических сочинениях он использовал первым инструменты до этого не употреблявшиеся с таким размахом.
До начала XIX века дирижер во время исполнения сам играл — например, на скрипке. Однако постепенно дирижеры отказались от подобного совмещения.
К концу ХVIII века сформировался классический состав оркестра в следующем виде: 10 первых скрипок 2 флейты 2 валторны 2 литавры 8 вторых скрипок 2 гобоя 2 трубы 6 альтов 2 кларнета 5 — 6 виолончелей 2 фагота 3 — 4 контрабаса
Надіслано вчителем міжнародного ліцею „Гранд” Сокором П.В.
Предмети > Музика > Музика 3 клас > Музичні ребуси. Поєднання пісенності, маршовості і танцювальності. Повторення вивчених пісень. > Музичні ребуси. Поєднання пісенності, маршовості і танцювальності. Повторення вивчених пісень. Конспект уроку і опорний каркас
|