KNOWLEDGE HYPERMARKET


Лирика .Полные уроки


Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс.Полные уроки>>Литература: Лирика.Полные уроки 



Содержание

Тема

  • Лирика в детской литературе

Цель урока

  • Ознакомление учеников с поэзией Пушкина в детской литературе.

Тип урока

  • Образовательно-воспитательная.


Пушкин

Хотя А. С. Пушкин ничего не писал специально для детей, его произведения уже при жизни поэта были популярны среди маленьких читателей. А.С. Пушкин был воспитателем юношества. "Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоухание и грациозное во всяком чувстве Пушкина", - писал В.Г. Белинский. Поэзия А. С. Пушкина "помогает чудесным образом воспитывать в себе человека".

Такого же большого значения поэзии Пушкина оказывал и М.Г. Чернышевский. Он считал, что настоящие поэты, каким был и О.С. Пушкин, являются руководителями людей. Читая их произведения, "мы приучаемся отворачиваться от всего пошлого и плохого, понимать обаяние всего доброго и прекрасного, любить все благородное; читая их, мы сами становимся лучше, добрее, благороднее"

Cтихи и сказки А.С. Пушкина

В детском чтении вошли стихи и сказки А.С. Пушкина. Лирика поэта, в которой нашли отражение его размышления и переживания, актуальные проблемы того времени, окружающая действительность и освободительное движение, влияла на формирование общественного сознания, поддерживала твердость духа в декабристов, сосланных в Сибирь. Лирика, в которой поэт создает образ передового человека, протестанта и жизнелюба, воспевает дружбу, верная любовь, родную природу, широко известна детям. Хорошо знают стихотворение "Зима" (отрывок из романа "Евгений Онегин"), "Зимний вечер", отрывки из "Осени", "Руслана и Людмилы" и другие произведения. Но наиболее близкие им сказки Пушкина.





Сказки поэт писал в зрелый период своего творчества, хотя интересовался ими всю жизнь. С восторгом слушал Пушкин сказки своей няни Арины Родионовны, изучал, собирал и записывал фольклор разных народов, а затем талантливо использовал его в своих произведениях. Так, в поэме "Кавказский пленник" находим Черкесске песню, в "Бахчисарайском фонтане" - татарский, в поэме "Цыганы" - молдавские песни, а в стихах "Казак", "Гусар" и в поэме "Полтава" - мотивы украинского фольклора. В повести "Капитанская дочка" Пушкин использует много поговорок, пословиц, а также сказку о орла и ворона, в которой народ предпочитает героической смерти перед рабским прозябанием. Поэта привлекает не только реалистичная основа народного творчества, но и ее социальный и нравственный смысл, жизнерадостность, "веселое лукавство ума народа", богатство мыслей, простая, яркая речь.

Особенно увлекался Пушкин сказками. В письме к брату он писал: "Что за роскошь эти сказки, каждая есть поэма". Сам поэт написал пять сказок: "Сказка о попе и батрака его Балде" (1830), "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидона Салтанович и о прекрасной царевне Лебедици" (1831), "Сказка о рыбаке и рыбке "(1833)," Сказка о мертвой царевне и семи богатырях "(1833)," Сказка о золотом петушке "(1834).

В основу большинства своих сказок поэт положил народное творчество. Так, для "Сказки о царе Салтане ..." он использует народную сказку "Косоручка", для "Сказки о рыбаке и рыбке" - "Жадная старуха", а для "Сказки о мертвой царевне ..." - "Волшебное зеркало". Однако сказки А.С. Пушкина - это не поэтический перевод народного творчества. П. Бажов писал, что в чарующих красотой и умом сказках Пушкина мы видим "чудесный сплав, где народное творчество неотделима от личного творчества поэта".

Несмотря на талантливость Пушкина-сказочника, многие современники поэта (Е. Баратынский, Гоголь, И. Тургенев и др.) встретили его сказки отрицательно. Критики считали, что Пушкин подражает народное творчество, что по художественным достоинствам его сказки стоят ниже, чем другие произведения.


Гоголь

Тургенев

Баратынский


Прекрасными по утонченности, замечательными по содержанию сказками Пушкина увлекался М. Горький. Они поражали его глубиной мысли, человечностью, лиризмом, обаянием стихотворения, выразительностью языка.

В сказках Пушкина все изображено просто, в духе народных понятий о морали, в духе народных симпатий и антипатий, им присущ гуманизм, уважение к простым людям, стремление к свободе и счастью, оптимизм, но в них чувствуется кошмар современности, волнение за будущее людей.

Сатирический характер сказок Пушкина

Большинство сказок Пушкина имеет сатирический характер, и сатира в них еще более социальное обострена, чем в народных. Например, "Сказка о попе и батрака его Балде" - это острая сатира на попов.

Жадный поп ищет дешевого слуги, который умел бы "и лошади ухаживать и шить, и варит, и мастерить". Однако поп не только скупой, но и глуп, потому понадеялся на русское "авось". К тому же он еще и трус: дрожа от страха, боясь расплаты, он посылает Балду к чертям собирать оброк (сколько в этой сцене сатиры!)

Как и в народном творчестве, во всех сказках А.С. Пушкина сатирически изображено и царей. Так, в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" он создает образ жестокой, напыщенной капризной и самовлюбленной царицы, единственным утешением которой был разговор с зеркалом:

                "Любэ зеркальце, скажи
                И мое сомнение реши:
                Кто на свете всех милее,
                Красивейший, самый белый?

Услышав, что она "за людей всех милее, и румьяниша, и белее", царица начинает "смеяться и радоваться, - и пидморгувать глазами, и вести плечами", и вертеться перед своим зеркальцем.

Образ ее подается в сатирическом плане. Полна черных зависти, царица приказывает прислужницы своей "завести царевну в чаще" и живу покинуть там "на съедение злым волкам". Увидев царевну живых, он от злости умирает.

Сатирически изображает А. С. Пушкин царя Дадона в "Сказке о золотом петушке". Дадон ограничен, глуп и ленив, он царствует "лежма на боку". Его не могут разбудить даже тогда, когда государству угрожает опасность:

                "Царю! Отец милостивый!
                Воевода стонет седой -
                Встань, велителю! Напасть! "-
                "Что такое? Заснут не даст!
                Царь сквозь вовсю к нему -
                А? Кто там? Чего к чему?





Царь дает распоряжение послать на восток войска, и лишь стихло все, Дадон снова "здримався".

Царь - сластолюбивий. Увидев Шамаханская царица, он "перед ней зднимив" и забыл даже о смерти своих сыновей.

Дадон - лживый, он не держит слова, данного стаpoму зорезнавцеви. Пушкин рисует бесславный конец Дадона. 

"Сказка о золотом петушке" - это политическая сатира. Написал поэт ее в период обострения своих взаимоотношений с русским царем. В письме от 1834 г. он пишет: "Не дай бог сыну идти по моим следам, писать стихи и ссориться с царями ... Плетью обуха не перебить. Намекает на это поэт и в сказке: звездочет начал было просить царя отдать ему Шамаханская царица, но тот грозно закричал:

                "Отойди, как хочешь жить!"
                Дед начал спорить,
                Но не с каждым следует соревноваться:
                Цюкнув царь его жезлом.
                Просто в лоб. Упал мешком
                Бедняга.

О.С. Пушкин беспощадно осуждает произвол, деспотизм царей, весь самодержавно-крепостнический строй. Характерна и не случайна концовка "Сказки о золотом петушке":

                Сказка-вымысел, однако
                То здесь, братия, пустое!

"Сказка, - как говорит поэт, - добрым молодцам урок".

Сатирический образ царицы поэт создает и в "Сказке о рыбаке и рыбке". Чем выше по социальной лестнице поднимается злая баба, тем жестче становится. Вот она, столбовая дворянка, бьет заботливых слуг "за волосы таскает", а мужчину, который делает ей столько добра, совсем не хочет знать.




Баба на старого накричала и на "конюшню к лошадям послала".

Став грозной царицей, она ведет себя еще более жестоко. Вокруг нее стоит "грозная стража, за плечами - копья и топора". На деда она и не взглянула,

                Только гнать из глаз его велела.
                Здесь подбежали господа и бояре,
                Старика в шею затолкали.
                А на двери сторожа прибежала,
                И топорами едва не зарубила.

И в этой сказке, как и в устном народном творчестве, сатирически изображены господствующие классы. В народном духе изображает Пушкин и положительные образы: Балде, труженика деда, Царевну, Гвидона. Как и в народных бытовых сказках, поэт показывает моральные преимущества простого служителя Балды над попом. Балда работящий, он "работает по семи":

                Еще с ночи у него все ходуном ходит,
                Распахивать ниву, заскородить,
                Печь затопит, все заготуе, закупит,
                Яичко испечет и сам и облупить.

Балда смелый, ловкий и изобретательный, благодаря чему вышел победителем и в соревновании с чертями, забрал у них ту подать большую, по которой послал его поп.

Трудолюбивый, добрый, умный и второй положительный герой из сказок Пушкина - дед ("Сказка о рыбаке и рыбке").

Положительные герои в сказках Пушкина

Лучшими чертами характера, присущими людям из народа, наделяет А. С. Пушкин царевну. Она красива хозяйка: в тереме богатырей толком убрала, "засветила богу свечку, разожгла жарко печку ...". Богатырям она уважение отдала:

                ... Низко в пояс поклонилась,
                Ласково перепросилась,
                Что, мол, к ним зашла,
                Хотя незваная была.

Когда ее угощают, то от "зеленого вина отказывается она, пирожок лишь разломило и кусочек откусила".

Царевна умеет искренне и верно любить. Когда семеро братьев, молодцов-богатырей, предлагают ей выбрать между ними мужа, она отвечает, что у нее есть жених - королевич Елисей. Ответ ее очень напоминает ответ деревенской девушки:

                "Ой вы, ребята молоденькие,
                Братцы мои родненькие! ..
                Как неправду я скажу,
                Божий гнев спадет на меня!
                Что творит Я невеста! "

Царевне присущи лучшие черты русской женщины: скромность, простота, сердечность, отзывчивость, любовь к труду, верность слову. Образ прекрасной царевны Лебедици, которая является символом девичьей красоты, воспетой в народных песнях, создает Пушкин в "Сказке о царе Салтане ...".

                                                    Салтан


               Своей неизданной красотой она
               Дневной свет затеняет,
               А ночью, как солнце, сияет, -
               Луна в косе блестит,
               Во главе звезда горит
               А сама она, как пава,
               Расхаживает величаво,
               Как разговор поведет -
               Словно горлица гудит.

Среди образов положительных героев в сказках Пушкина особенно привлекает малого читателя славный и могучий богатырь князь Гвидон, который спасает жизнь свою и матери. Гвидон изобретательный, смелый, имеет большую силу:

                Ломит он от дуба сук,
                В тугой сгибает лук,
                От креста шнурок шелковый
                Натянул на лук дубовый,
                Равную веточку сломил,
                Стрелку легкую обострил
                И пошел поохотиться,
                Дичь добывать.

Фантастика в сказках Пушкина

В сказках Пушкина тесно переплетаются фантастика с реалистическим изображением тогдашней действительности. Реалистично изображен поп ("Сказка о попе и батрака его Балде"), царица, взаимоотношения между ней и царевной ("Сказка о мертвой царевне"), "ветхая землянка", в которой жили старики ("Сказка о рыбаке и рыбке" ), но во всех сказках находим и фантастические образы, фантастические превращения: лебедей превращается в девушку, мертвая царевна воскресает, белка золотые орешки грызет, золотой петушок охраняет границы государства, бесенята соревнуются с Балдой и др.

Фантастике Пушкин предоставляет реалистического очертания, даже чертей поэт рисует так, что они не пугают, а вызывают смех:

                Вынырнуло то чертенка,
                Занявчало, как голодное котенка.

После соревнования по Балдо бесенок совсем знесилилось, оно, "высунув язык, мордочку подняв", прибежало, задыхаясь, "мокрое прочь, лапкой вытирая".

Писатель использует уменьшительно-ласкательные существительные (бесенятко, котенок), выразительные сравнения (сами они, как пава; разговор поведет - словно горлица гудит).

Природа в сказках Пушкина

Значительное место в сказках Пушкина занимает природа. Иногда она сочувствует герою. Так, в "Сказке о царе Салтане ..." "Волна свободная водная бочку вынесла легонько и видлинула тихонько". Несколько раз изменяется состояние моря в "Сказке о рыбаке и рыбке", оно по-разному реагирует на капризы и желания прожорливой бабы, осуждает его поведение. Сначала, когда дед пришел к морю, оно слегка задралась, когда пришел во второй раз, скалаламутилось синее море, третий - беспокойное сине море, а четвертый приходит старый - почернело синее море. Когда старая захотела быть морской владычицей, чтобы рыбка золотая была у нее на побегушках, море сердито начало бушевать, поднимать разгневанные волны - ходят волны, и стонут, и воют.

Как и в устном народном творчестве, герои сказок обращаются к морю, ветра, солнца, умоляют их помочь. Так, князь Гвидон просит "гульливу и быструю" волну морскую не терять его и матери, а выбросить их на суше. Королевич Елисей, ища свою невесту, расспрашивает у ветра, луны, солнца, не знают, где царевна молодая. И силы природы вступают в разговор с героем: ясное солнышко дает ему совет, белолицый, ясноглазый месяц успокаивает, а ветер, "гордый обладатель", помогает найти невесту.

Литературные приемы в сказках Пушкина

Чрезвычайно простая, внятная и лаконичная речь сказок Пушкина, в них мало эпитетов, метафор, сравнений. В рассказе преобладают существительные, глаголы. Например, бес "под кобылу подлез, и понатужился, и напрягся, поднял кобылу, два шага шагнул, на третьем упал, ножки протянул" ("Сказка о попе и батрака его Балде").

Несколькими словами Пушкин умеет нарисовать портрет и раскрыть внутренний мир своего героя. Так, например, царица из "Сказки о мертвой царевне ...":

                                    ... Женщина,
                Что и говорить, была царица:
                И высока и стройна,
                И умна, и хитра,
                Только очень капризная,
                Надменная и злобная.

Некоторые сказки А.С. Пушкина своей композицией напоминают народные, они имеют зачин: "Жил старик со своей старухой у самого синего моря" ("Сказка о рыбаке и рыбке") или "Где-то в тридевятом царстве, в тридесятом владычества жил-был славный царь Дадон "(" Сказка о золотом петушке ").

В сказках Пушкина встречаем и поговорки и пословицы. Так, царевна Лебедици говорит Гвидон, который собирается жениться, что жена НЕ рукавица, с "ручки женщину не взмахнешь и за пояс не заткнешь".

Часто встречаются в сказках простонародные и книжные выражения:

                Воеводы не дремали,
                Но никак не попадали:
                Ждут с севера, аж на -
                Лезет с юга рать буйная ...

Речь героев Пушкина индивидуализирована, она является одним из средств их характеристики. Да, речь капризной злой бабы ("Сказка о рыбаке и рыбке") пересыпана вульгаризмами. "Ой дуралей ты, недотепа", - кричит на деда злая баба ("Сказка о рыбаке и рыбке"). Не лучше язык и разгневанной царицы ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"), которая выкрикивает перед зеркальцем: "Ах ты, капоснее стекло! Врешь ты мне назло".

Нередко А.С. Пушкин пользуется диалогом, который предоставляет живости, динамичности сюжета, выразительности речи персонажей, как, например, разговор деда с золотой рыбкой, с бабой, диалоги между Гвидон и царевной Лебедици, Гвидон и купцами ("Сказка о царе Салтане ...") и др.

Игровой, веселый ритм присущ значительной части сказок Пушкина (большинство из них написано хореем).

Значение сказок Пушкина для развития детской литературы

Сказки А.С. Пушкина имели и имеют большое значение для развития детской литературы, он впервые создал сказки острого социального содержания, в них нет скучного морализаторства, которое было свойственно тогдашним произведениям для детей; они воспитывали и воспитывают любовь к трудолюбивых, изобретательных, смелых и мужественных, простых и скромных людей, ненависть к жестоким, злых, коварных, бездельников.

Сказки А.С. Пушкина С.Я. Маршак называет сокровищем для человека, который растет, поскольку они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, способствуют воспитанию человечности.

С произведениями Пушкина читатели не расстаются никогда. "У каждого возраста - свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки Для десятилетних -" Руслан ...". В двенадцать-три-надцать лет нам открывается пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник" В юношеские годы - "Онегин" и лирика.

А потом и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма ... и это уже навсегда! "

Творческое наследие великого поэта-бессмертна. 

"Гениальный Пушкин - настоящее олицетворение и символ русского национально-исторического бытия. В его беспримерной творческой мощи, многогранности лица, небывалой бурхливости развития выразилась блестящая одаренность и могучая сила великого народа, которого родил".

Список исспользованной литературы

1.Урок на тему: "Пушкин в детской литературе" учитель  литературы сш №1 г.Чоп
2.Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, М. : Дрофа, 2007.
3.Журнал “Русская словесность”.
4.Леонов, С.А. К изучению поэзии  в IX и X классах // Литература в школе. - 1999. - №7. - С. 5-14.
5.Лотман, Ю.М. «Расстались мы; но твой портрет …» / Лотман, Ю.М. О поэзии и поэтах. - СПб.: Искусство-СПБ. 



Отредактировано и  прислано Китаевым  В.А




Над уроком работали

Китаев В.А.

Молачко О.Л.




Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов  высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Предмети > Литература > Русская литература 10 клас