Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке
УРОК 6.
Гробница Рамсеса IX в Долине царей Магические тексты, написанные зеленой краской (зеленый – цвет жизни), заполняли поверхность стен погребальной камеры и коридоров царских гробниц в эпоху Древнего царства. Они обеспечивали фараону' безопасное продвижение из мира живых в «прославляемый край» и eгo благополучное времяпрепровождение в обществе богов.
Прочие египтяне смели претендовать на вечное пребывание лишь в гробнице. Однако они верили, что под действием магии все изображения оживают и создают привычную для умершего среду обитания, а магические формулы обретают силу закона. Даже самые незначительные эпизоды. взятые из обыденной жизни, передавались выразительно и эмоционально. Например, па рельефе из гробницы принцессы. Идут в Саккаре (Древнее царство) изображена переправа стада через Нил: коровы вплавь, пастухи на лодке. В воде резвится множество рыб, в зарослях папируса притаился кoвapный крокодил, пикируют В воду ибисы. Один из пастухов покдерживает за передние ножки крошечного теленка, а тот обернулся и тянет мордочку к плывущей за ним матери, которая вся подалась вперед и пытается лизнуть малыша. Реализм в передаче поз и повадок животных сочетался с условным изображением человеческой фигуры. Кости и мускулы обозначались нечетко, ибо благоговение перед покойником не допускало изучения анатомии. Но поскольку египтяне считали существующим все то, что видимо, и нaдeляли изображение магической силой, они передавали объем человеческой фигуры путем сочетания фасных и профильных элементов: голову и ноги рисовали в профиль, плечи – анфас, а выставленная вперед левая нoгa означала движение в вечности. Боги и фараоны узнаются по росту, превышающему рост остальных участников сцены. Фигуры никогда не закрывают друг друга, располагаясь cтpoгo параллельно; при этом нижние передают события переднего плана, а верхние - дальнего, хотя размер их не меняется. Значительное внимание, особенно с эпохи Среднего царства, уделялось украшению прямоугольных саркофагов. Снаружи они заполнялись рельефом, а изнутри – магическими формулами против загробных опасностей и картинами, наделенными сакральной силой. Такова роспись саркофага нринца и мeнеминета (см. цв. вкл., рис. 5). На ней бог Анубис и жрец льют из сосудов на юного фараона ароматическое масло, кoтoрое создает вокpyг фигуры спасительную ауру, предохраняющую от враждебных сил. О живительном действии масла свидетельствует арка из знаков жизни анх. Поскольку саркофаги служили надежным убежищем для тела, их внешний декор имитировал дом. Восточная стенка саркофага царицы Кауи (Среднее царство) напоминает фасад с ложной дверью и глазами: через дверь благодаря магической формуле душа царицы могла покидать саркофаг и возвращаться в нeгo, а глаза оберегали ее мумию от злых духов. На западной стенке изображена сама царица, восседающая на троне и грациозно подносящая ко рту чашку с молоком, которое налил из алебаcтpoвoгo сосуда жрец, обращающийся к царице со словами: «Это молоко для твоей статуи Ка, госпожа». Вдругой руке царицы – кpyглое зеркало, и она заглядывает в нeгo, чтобы проверить, хорошо ли рабыня поправляет ее прическу. На боковых стенках саркофагa также воспроизведены жанровые сцены, сочетающие условный канон с реализмом. 17. Царица на троне. Рельеф. Западная стенка саркофага царицы Кауи. Среднее царство. Египетский музей. Каир. 18. Ложная дверь. Рельеф. Восточная стенка саркофага царицы Кауи. Среднее царство. Египетский музей. Каир. 19. Корова. Рельеф. Южная стенка саркофага царицы Кауи.Среднее царство. Египетский музей. Каир. 20. Утренний туалет царицы. Рельеф. Северная стенка саркофага царицы Кауи.Среднее царство. Египетский музей, Каир
В эпоху нoвoгo царства саркофаги приобрел и форму мyмии, ярко раскрашенной и нарядной. На погребальных пеленах писались жертвенные формулы и изречения из «Книги мертвых» – магического текста, ключевое место в кoтoром занимает суд Осириса (см. цв. вкл., рис. 4). Помимо саркофагов в эпоху новoгo царства опять стали щедро украшать росписями гробницы. Гробницы высекали в скалах на западном берегу Нила, на поверхность выходила лишь замурованная дверь. Фрески новoгo царства красочностью превосходят погребения предыдущих эпох. В царских усыпальницах воссоздавался ирреальный мир богов, в общении с которыми проводил время умерший фараон. В гробницах знати изображалась реальная жизнь, которую как бы со стороны наблюдали египетские вельможи. Ремесленники нaслаждались пейзажем египетского рая, радуясь, что воды здесь в изобилии, а злаки вырастают выше человеческого poста (см. цв. вкл., рис. 8). Одной из самых красочных и богатых по подбору сюжетов является гробница Рамсеса IX в Долине царей (Новое царство). Она состоит из коридора и нескольких камер, pacположенных ниже уровня входа, так что спуск в царство Осириса ощущается буквально. На стенах коридора изображена встреча фараона с богами; магические тексты обеспечивают ему счастливую жизнь в обществе богов (см. цв. вкл., рис. 7). Первая камера посвящена культу солнечного бога Ра – eгo
Все росписи выполнены в технике углубленного peльефа: внутри рисунка по контуру слои песчаника выскабливаются, а выемки заполняют цветные пасты, замешанные на горячем воске, что и определило название такой живописи – энкаустuка (от греч. eнкaiо – выжигаю). Минеральные краски, добытые из известняка, малахита, кобальта, сажи, давали изысканные и очень стойкие цветовые сочетания. Пример тому – рельеф цaрицы Н ефермари (Новое царство), жены Рамсеса П, в ее гробнице в Долине цариц (см. цв. вкл., рис. 6). Цaрица держит в руках круглые сосуды, наполненные дyшистым ароматическим маслом – драгоценный дар богaм, в обществе которых она отныне будет проводить время. Изумительно красивые оттенки кораллового тона в сосудах, на поясе и предметах на столе, изумруднoгo – в стеблях травы, золотистого – в головном уборе, подчеркнутые белым в льняном платье и общем фоне, повторяются в цвете магических иероглифов на стенах и воспринимаются как намек на нетленность.
1. Как изменялось оформление гробниц знати в разные периоды египетской культуры?
Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008. Материалы по исскуству за 10 класс скачать, конспект по исскуству , учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа онлайн
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: