Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Наука и искусство в XVIII—XIX вв. Урок 2. Полные уроки
Цель урокарассмотреть развитие искусства 18-19 ст, сделать упор на литературу Тип урокакомбинированный урок истории и литературы Задачи урока
План урока
Ход урокаПриветствие и мотивацияПрием 1. Приветствие и объявление темы Здравствуйте, дети! На прошлом уроке мы рассматривали развитие науки в 18-19 ст. А сегодня мы поговорим об искусстве, в основном - о литературе этого периода. Прием 2. Проверка отсутствующих Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам? Изучение нового материалаПросветительский классицизм - условный период в истории мировой литературы, охватывающей 18 века (в отдельных странах конец 17 или начало 19 века). Этот период отмечен дальнейшим углублением неравномерности литературного процесса в мире. В Западной Европе это был достаточно четко очерченный литературный период, обозначенный связанными между собой художественными и идейными направлениями Просвещения и сентиментализма. В странах Востока литература продолжала носить черты предыдущих эпох, которые вытекали еще со средневековья. В литературе 18 века происходит серьезный стилевой перелом. Практика универсальных стилевых систем остается в прошлом. Искусство, прежде всего литература, становятся отдельной сферой культурной жизни и уже не выражают совокупные культурно-исторические стремления своей эпохи. Эстетические системы теряют значение всеобщности. Расходятся пути различных видов искусства: литературы и театра, театра и музыки. Поэт больше не использует общий стилевой запас времени, он создает собственную систему стиля и подчиняет ее своему личному замыслу. Национальный характер литератур В каждой стране литература носила ярко выраженный национальный характер в зависимости от своеобразия исторического развития народа, его национальных черт и традиций. Хотя для всей эпохи были характерны некоторые общие черты, выраженные в явлении Просвещения и течения сентиментализма. Просветительская эстетика Просветители подчинили свое творчество задаче переустройства общества. Главным принципом просветительской эстетики стало утверждение воспитательной роли искусства, демократической идейности. Использовав учение Аристотеля об искусстве, просветители заложили теоретические основы критического реализма, развившегося уже в искусстве 19 века. Произведения просветителей отличает концептуальность, они глубоко философических. В ряде случаев это своеобразные беллетристические философские трактаты. Отсюда и определенная рассудочность творчестве просветителей. Они создали жанры публицистического философско-политического романа, морально-политической драмы и гротескно-комедийного памфлета. При этом широко использовали литературные формы старых мастеров: памфлеты Лукиана, философскую поэму Лукреция, сатирическую литературу Ренессанса: произведения Эразма Роттердамского, Франсуа Рабле, Томаса Мора, которых они считали своими идейными предшественниками.
Сентиментализм в корне отличался от классицизма, и частично вытекал из Просвещения. Если классицисты рассказывали о выдающихся людях, выдающиеся события и выдающиеся страсти, то сентименталисты обратились к людям простым, угнетенных, слабых. В их героях нет ничего особенного. Страдания их не удивляют и не поражают, зато трогают. Вместо возвышенного и великого, что было у классицистов, сентименталисты принесли в литературу трогательное. Сентиментализм был также и реакцией на Просвещение, с его часто чрезмерной рационализацией сюжетов и персонажей. Хотя именно с Просвещения вытекала внимание к обычным людям. В западноевропейской литературе этого периода выделяют следующие этапы: Литература просветительского рационализма в Англии
Джонатан Свифт (1667-1745) Литература просветительского рационализма во Франции Монтескье (1689-1755)
Вольтер (1694-1778) Дени Дидро (1713-1784) Бомарше (1732-1799) Литература сентиментализма в Англии Сэмюэл Ричардсон (1689-1761) Генри Филдинг (1707-1757)
Лоренс Стерн (1713-1768) Эдуард Юнг (1683-1765) Роберт Бернс (1759-1796)
Литература сентиментализма во Франции Жан-Жак Руссо (1712-1778) Луи-Себастьян Мерсье (1740-1814)
Жан-Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737-1814) Николя Ретиф де ля Бретон (1734-1806) Маркиз де Сад (1740-1814) Веймарская классика Готгольд Эфраим Лессинг (1729-1781) (предтеча) Фридрих Шиллер (1759-1805) Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832)
ДокладыУченики выступают с подготовленными дома докладами о русской литературе 18-19 ст. Закрепление выученного материала1. Что такое просветительский классицизм? 2. Какой стилевой перелом произошел в литературе 18 ст? 3. Кто такие просветители? 4. Что такое сентиментализм? Домашнее заданиеНаписать эссе на одну из тем: 1. Пессимизм и оптимизм в литературе 18-19 ст 2. Литература востока 18-19 ст Заключение: вопросы, ответы, обсужденияТема: Русская литература 18-19 ст.
Видеоматериал
Использованные источники
Над уроком работали: Неустроева Е.И. Любименко В.В. Скомпонированно и отредактированно Любименко В.В.
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: