Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 2 класс>> На пути к пониманию смысла слова (Обращение к учителям и родителям)
Дорогие читатели-взрослые! Вы вместе с детьми поднялись еще на одну ступеньку на пути к пониманию слова, знакомству с прекрасным миром литературы. Безусловно, задачи, стоящие перед вами, усложняются при переходе детей во 2 класс.
Расширяется читательский мир ребенка. Следовательно, углубляются и подходы к изучению художественного произведения: вводятся элементы анализа содержания и структуры текста. Каждое новое художественное произведение, которое вы рассматриваете с учениками, представлено как факт культуры, как явление словесного искусства.
Именно поэтому нам и предстоит раскрыть с детьми те законы, способы построения произведения, приемы переда¬чи настроения автора и героев, описания события, которые и рассматриваются на уроке как эстетические правила со¬здания словесного произведения, явления искусства.
Идея о талантах человека является ведущей для всего 2 класса. Она представляет смысловой стержень программы. Идея стать грамотным, вдумчивым, честным читателем стимулирует учеников и далее знакомиться с новыми текстами, книгами, развивает воображение, находит свое воплощение в интересных ответах, диалогах и первых творческих опытах.
Понятие талантливого читателя формируется постепенно. Для того чтобы ребенок осознавал важность чтения, ему необходимо увидеть слово в разных его проявлениях, почувствовать его необходимость для понимания окружающего мира, для общения с другими людьми, с книгой. Значит, не просто научиться читать текст внимательно, а перечитывать его. По справедливому замечанию В. В. Набокова, совре менный читатель — это прежде всего перечитыватель. Что бы понять смысл произведения, почувствовать его внутрен ний мир, интонацию, важно неторопливое, вдумчивое чтение на каждом этапе урока.
Мне видится первое знакомство с миром слова так: уче ник входит в пространство понимания точки зрения автора не торопясь, спокойно, разбираясь с каждым трудным и непо нятным случаем. Он как бы проверяет слово на его уникаль ность, незаменимость в произведении, предлагаемом для чтения и осознания. С этих позиций в учебнике подобраны все произведения, не только являющиеся яркой иллюстраци ей роли слова в человеческой жизни, но и помогающие ре шать учебные задачи, связанные с анализом текста, овладе нием способами, техникой понимания вйдения автора.
Каждое новое произведение преподносится читателю как некое чудо, продвигающее его на одну ступень выше к раскры тию смысла слова вообще. Ни один текст нельзя изъять и.ч структуры учебной программы, так как она лишится важною звена в контексте проблемы, вынесенной в название первой книги учебника: «Каким бывает слово?»
Слово может просто называть предметы и явления. Оно способно представить событие, взятое из реальной и нере альной жизни. При помощи слов автор выражает личное от ношение к героям, явлениям, знакомит читателя с внутрен ним миром персонажей.
Слово может употребляться в прямом и переносном зна чениях. Оно бывает вежливым и грубым, эмоциональным и равнодушным, образным и конкретным. Задача «Каким бывает слово?» решается учениками в процессе знакомства с художественными и дидактическими текстами.
Дидактические тексты (тексты только для детского чтения), как и ранее, исполняют роль тренажера для формирования способа синтагматического чтения. В отличие от учебника 1 класса, в этой книге отсутствуют задания к каждому дидактическому тексту, так как дети уже в прошлом году усвоили, что такое «взрослое» чтение и как его организовать. Алгоритм работы с дидактическим текстом напоминается только на первом уроке, далее он отсутствует, а текст просто сопровождается знакомой детям пиктограммой. Вместо понятия речевое звено вводится синонимическое понятие синтагма.
Дидактический текст в учебнике 2 класса несет дополнительную смысловую нагрузку — содержит информацию, необходимую для того, чтобы ребенок понял особенности произведений, поработал с новыми понятиями, обратил внимание на трудные места в произведении или в исследуемой проблеме. Такой текст не только легко, ненавязчиво вводит ученика в содержание произведения, но и частично указывает на его структуру, подсказывает интонационные особенности текста.
Читая дидактические и художественные тексты, ученик знакомится с разными функциями слова, его возможностями, значениями. Важно пробудить в ребенке желание чувствовать и раскрывать смыслы слова, ощущать его звучание с первого урока, на котором он встречается с произведениями А. С. Пушкина — самого яркого среди всех поэтов, произведения которого отличаются легкостью слога, гармоничностью стиха. Знаменитый поэт символически вводит читателя в мир оттенков слова, в мир, который сможет понять лишь талантливый читатель.
Его творчество представлено в учебнике двумя маленькими стихотворениями-посланиями, позволяющими ребенку почувствовать совершенство и простоту стиля автора. Как пока зывает опыт работы с детьми этого возраста, они с желанием и воодушевлением, раскрывая секреты пушкинскою стиха, психологически настраиваются на общение и с другими авто рами, и с конкретными жанрами литературы.
Во 2 классе ученики знакомятся с новыми жанрами: притчей, рассказом, сказкой, басней, посланием, волшебной историей, юмористическим стихотворением, миниатюрой. Предлагаемые жанры представлены прозаическими и поэти ческими текстами.
Изучение жанра художественного произведения органично связано с тематикой всего раздела, а также с ди дактическим текстом, расположенным в начале каждого урока.
Весь литературный материал 2 класса разбит на три раздела, в зависимости от поставленных учебных задач. Первый раздел — «Каким бывает слово» — носит общий ознакомительный характер. Этот раздел — введение в новую, осваиваемую учениками область слова, которая волновала испокон веков каждого поэта и писателя, а следовательно, и читателя тоже.
Протянуть нить диалога от автора к читателю о том, каким бывает слово, — основная задача этого раздела. Ученикам предлагаются для знакомства тексты одной тематики. Вы будете знакомить детей в основном с высокохудожественными поэтическими произведениями русской классики о слове. Такие имена, как А. А. Ахматова, И. А. Бунин, А. А. Тарковский, обязывают в первую очередь взрослого человека к пристальному вниманию к слову, умению донести до ребенка важнейшую функцию влияния, воздействия его на читателя. Предлагаемые тексты являются достаточно сложными, хотя они невелики по объему. Без знакомства с ними невозможно привить ребенку литературный вкус, чувство прекрасного, сформировать эстетически грамотного читателя.
Маленький читатель особенно восприимчив к красоте звучащего слова, к редким интонациям классических текстов, поэтому чем раньше мы познакомим его с творчеством мастеров слова, тем глубже будет его восприятие в дальнейшем сложных литературных произведений.
Конечно, надо помнить о том, что не стоит перенасыщать ученика начальной школы большим набором серьезных философских произведений. Восприятие прекрасного тоже имеет меру. Главное — не переусердствовать. Вы как думающие читатели сможете увидеть и понять состояние каждого ребенка в минуту его погружения в мир художественного образа.
Для того чтобы каждый ученик ощутил себя причастным к явлениям словесного искусства, он не только пробует по¬нять автора, но и создает образ в собственном чтении. Сделать это нелегко. Помощь начинающему читателю окажет знакомство с «партитурой» стихотворения. Она вводится постепенно, используется не всегда, предлагается как вариант особого видения словесного образа. Работа с «партитурой» так же необходима, как и с дидактическим текстом. Но ткань поэтического произведения, безусловно, более хрупкое образование. Именно поэтому, прежде чем читать по «партитуре», предъявленной автором учебника, разберитесь вместе с детьми в смысле произведения, а потом — в тонкостях произношения, нюансах интонации.
Первый раздел учебника продолжает знакомить учеников с понятиями, которые необходимы и для овладения способом синтагматического чтения художественного текста, и дня по нимания смысла произведения. Эти понятия не даются и го товом виде. В процессе работы с каждым произведением сфера понимания ребенка расширяется, ему становятся не обходимы особые механизмы для интонирования разных вы сказываний. Поэтому новые слова-понятия как бы открываются и присваиваются читателем, пользующимся ими в качестве средств постижения смысла литературного произведения. Ни в коем случае понятия не заучиваются ребенком. Их культурное определение (норма) дается в конце учебника в Словарике читателя.
Второй раздел — «Волшебные превращения слова» включает тексты, которые носят в основном юмористический характер. Эти произведения предъявляют читателю слово в новом наполнении, содержании, так как роль слова меняет- ся, она противоположна роли, открытой в первом разделе.
Представленная здесь речь персонажей вызывает иную реакцию, чем классические произведения о слове. Такая речь часто экспрессивна, вызывает у детей либо негативную реакцию, либо улыбку, смех. Игровой интонационный рису¬нок позволяет разыгрывать текст, исполнять роли героев, передавая их настроение.
Создается атмосфера искренности, доброжелательности, непринужденности. Ученики легко включаются в игру, легко из нее выходят и обсуждают описываемые ситуации общения уже с позиции читателя, а не участника. Интересно наблюдать несовпадение этих позиций, выявлять с детьми основания для несовпадения, вести разговор «со стороны».
Главным культурным пространством для такого диалога являются «детские» стихи. Они легко заучиваются наизусть, исполняются по ролям (если в них есть элементы диалога ге¬роев), а также создают различные проблемные ситуации, из которых ученикам приходится искать выход. Например, среди таких текстов читателям предлагаются произведения на лингвистическую тему. Казалось бы, что интересного, когда речь заходит о роли ударения, о мягком знаке или неграмотном написании слов? Но нам видится интересным путь поиска детьми ответов на самые простые вопросы в учебном диалоге.
Ситуация развернутого диалога по какой-либо проблеме на воспитательную тему (о роли тишины в жизни чело¬века, о вежливом обращении друг с другом, о гостеприимстве, об умении преподносить подарки) не только позволя¬ет ненавязчиво приобщать ребенка к культуре отношений с собеседниками, к культуре общения, но и показывает, как разнообразна наша детская литература, как она богата и многопланова.
В этом разделе ученикам предлагаются задания для групповой работы. Эти творческие задания направлены на создание сценок, мультфильмов, спектаклей, ситуаций общения. Игровой характер «детских» стихов позволяет проиграть, прожить описанное автором событие вместе с одноклассниками, предварительно обсудив его в группе, распределив роли, обговорив способы и возможности игры по разработанному совместно сценарию.
Третий раздел — «Волшебники слова» — предлагает читателю познакомиться с произведениями разных авторов, в которых запечатлено какое-нибудь событие из жизни героя. Описывая это событие, автор, естественно, прибегает к выбору разных речевых средств, чтобы создать образ, интересный для читателя.
В этом разделе все произведения (различные по гемаж ке, жанру), казалось бы, не связаны никакои общей идеей Но это совсем не так.
Ученики, читая произведения, не только знакомятся с новыми именами, не только отвечают на вопросы, но и начи нают проникать в мастерскую авторского слова.
Их приобщение к «сочинительству» началось гораздо раньше, так как в учебнике есть творческие задания, пред лагающие ребенку выступить в роли автора текста. Они обозначены условным значком. Первые писательские опыты ребенка обязательно мотивируются ситуацией общения. Он пишет не на вольную тему, а для того, чтобы вступить в коммуникацию (с другим, с самим собой). Его желание сочинять не равно желанию учителя. Учитель может только пригласить к разговору, он не имеет права заставить придумывать. Ко¬нечно, учитель все делает для того, чтобы такое желание творить возникло и дало плоды.
Сквозная рубрика учебника «Читай, удивляйся, размышляй!» является логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Разнообразие произведений, предлагаемых для самостоятельного чтения, позволит глубже исследовать языковые особенности слова, увидеть знакомые по уроку тему, героя, ситуацию в произведениях других авторов. Кроме чтения, ученикам предлагается фиксировать вопросы на понимание (непонимание), чтобы их можно было обсудить в классе.
Знакомство с произведениями этого раздела ставит ребенка в рефлексивную позицию, позволяющую узнать то, чего он еще не знает, разобраться в трудных местах прочитанного произведения. Ученик, оставаясь наедине с ним, пробует интонировать произведение вслух (это непременное условие учебника). Некоторые из них сопровождаются «партитурой», помогающей читать выразительно. В случае несовпадения с мнением автора учебника ребенку предлагается составить свою «партитуру».
Новый учебник готовит почву для восприятия отдельных литературных жанров. Одним из них является сказка. Об этом жанре мы будем говорить уже во второй книге под названием «Слово в сказке».
Желаю успехов на пути в мир понимания слова. От ваших мыслей, действий и творчества зависит успех думающих читателей — ваших воспитанников. Пусть этот совместный путь-поиск будет интересным, познавательным и долгим! Желаю удачи! Автор учебника
Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы (Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова): В 2-х кн. Книга 1. Каким бывает слово?— 5-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2007. — 144 с.: ил.
Прислано читателями из интернет-сайта
Содержание урока
конспект урока и опорный каркас
презентация урока
интерактивные технологии
акселеративные методы обучения
Практика
тесты, тестирование онлайн
задачи и упражнения
домашние задания
практикумы и тренинги
вопросы для дискуссий в классе
Иллюстрации
видео- и аудиоматериалы
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты
Дополнения
рефераты
шпаргалки
фишки для любознательных
статьи (МАН)
литература основная и дополнительная
словарь терминов
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
календарные планы
учебные программы
методические рекомендации
обсуждения
Идеальные уроки-кейсы
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|