KNOWLEDGE HYPERMARKET


Отцы и дети .Полные уроки
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
<br> '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[Литература|Литература]]&gt;&gt;[[Литература 10 класс|Литература 10 класс.Полные уроки]]&gt;&gt;Литература: Отцы и дети .Полные уроки&nbsp;'''  
+
<br> '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[Литература 10 класс. Полные уроки|Литература 10 класс.Полные уроки]]&gt;&gt;Литература: Отцы и дети .Полные уроки&nbsp;'''  
<br>  
<br>  
Строка 5: Строка 5:
<metakeywords>Отцы и дети</metakeywords>  
<metakeywords>Отцы и дети</metakeywords>  
-
'''Тема''':Отцы и дети.
+
== Тема ==
-
'''Цель урока''': Анализ, характер и ознакомление с произведением.
+
*'''Отцы и дети'''
-
'''Тип урока''': Учебно-воспитательный.<br>
+
== Цель урока ==
-
'''Ход урока'''<br>
+
*Анализ, характер и ознакомление с произведением.
-
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Отцы.jpg|298x298px|Отцы.jpg]]
+
== Тип урока ==
-
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Роман Тургенева «Отцы и дети», вышедший в 1862 году, стал не просто одним из лучших произведений автора, но и одним из его романов,который горячо обсуждали и критиковали. Причиной критики, резких высказываний и обвинений в адрес самого автора стал созданный им образ главного героя - Базарова. Базаров - это герой инсаровского типа, который появляется и действует теперь уже на родной земле. Он действительно нигилист, многое отвергает, ничего не воспринимает на веру.  
+
*Учебно-воспитательный.<br>
 +
 
 +
== Ход урока ==
 +
 
 +
===Образ Базарова===
 +
 
 +
[[Image:Отцы.jpg|200px|Отцы и дети]]
 +
 
 +
<br>
 +
 
 +
Роман Тургенева «[[И. С. Тургенев. Отцы и дети|'''Отцы и дети''']]», вышедший в 1862 году, стал не просто одним из лучших произведений '''[http://xvatit.com/busines/jobs-career/ автора]''', но и одним из его романов,который горячо обсуждали и критиковали. Причиной критики, резких высказываний и обвинений в адрес самого автора стал созданный им образ главного героя - Базарова. Базаров - это герой инсаровского типа, который появляется и действует теперь уже на родной земле. Он действительно нигилист, многое отвергает, ничего не воспринимает на веру.  
 +
 
 +
<br>
{{#ev:youtube|nPZqc3IK_fc}}  
{{#ev:youtube|nPZqc3IK_fc}}  
-
&nbsp;&nbsp;&nbsp; В его характере, поведении Тургенев сумел показать типические черты нового поколения, которое пришло на смену либералам. Эти люди значительно больше верили опытному знанию, чем теоретическим абстрагированием. Поэтому и Базаров «не верит» в науку. Подвергает сомнению все, чтобы выяснить, что пригодно, а что нет. Он враг абстракций, понимает ограниченность «общих определений» и не признает абсолютных истин. Он любит «отдельные факты» и конкретные знания.
+
<br>
-
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Поэтому и искусству, по мнению Базарова, должна быть отведена лишь иллюстративная роль.&nbsp; Базаровское&nbsp; отрицание распространяется не только на «принципы», искусство - оно простирается значительно дальше. Базаров проводит резкую границу между народными требованиями, стремлениями, потребностями и народными суевериями. Отстаивая первые, он выступает против других.&nbsp;
+
В его характере, поведении Тургенев сумел показать типические черты нового поколения, которое пришло на смену [[Общественное движение: либералы и консерваторы|'''либералам''']]. Эти люди значительно больше верили опытному знанию, чем теоретическим абстрагированием. Поэтому и Базаров «не верит» в науку. Подвергает сомнению все, чтобы выяснить, что пригодно, а что нет. Он враг абстракций, понимает ограниченность «общих определений» и не признает абсолютных истин. Он любит «отдельные факты» и конкретные знания.  
-
[[Image:Ася.jpg|302x302px|Ася.jpg]]&nbsp;&nbsp;  
+
Поэтому и искусству, по мнению Базарова, должна быть отведена лишь иллюстративная роль.&nbsp; Базаровское&nbsp; отрицание распространяется не только на «принципы», искусство - оно простирается значительно дальше. Базаров проводит резкую границу между народными требованиями, стремлениями, потребностями и народными суевериями. Отстаивая первые, он выступает против других.&nbsp;  
-
&nbsp; &nbsp; &nbsp; Аристократическая гордость Базарова вызвана тем, что его дед землю пахал, что любой крестьянин признает в нем соотечественника, он умеет говорить с народом, на правах «своего» может, если нужно, не стесняясь, говорить о народе жестокую правду. Базаров относится к заведомо героических натур. Он связан с народом, но в то же время и далек от него. Он наполовину вырос из земли, но действительно наполовину. Это слово для самого автора имеет важный смысл. Тургенев чувствует, что «негативный направление» Базарова берет свою силу и свои истоки в тех подспудно течениях, которые долгие годы струятся незримо, но в грозные периоды истории выбрасывают на поверхность русской жизни Распутиным и Пугачева.
+
<br>
-
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Сам Тургенев во многом не соглашался со своим героем. Он был приверженцем&nbsp; постепенных изменений, либеральных реформ, поэтому спорил со своим героем, боролся с ним, но понимал и давал почувствовать читателю, что боролся с гигантом, мнение и жизнь, чья натура и сила не могут не вызывать уважения.  
+
[[Image:Ася.jpg|200px|Ася]]&nbsp;&nbsp;&nbsp;<br>
 +
 
 +
<br>
 +
 
 +
Аристократическая гордость Базарова вызвана тем, что его дед землю пахал, что любой крестьянин признает в нем соотечественника, он умеет говорить с народом, на правах «своего» может, если нужно, не стесняясь, говорить о народе жестокую правду. Базаров относится к заведомо героических натур. Он связан с народом, но в то же время и далек от него. Он наполовину вырос из земли, но действительно наполовину. Это слово для самого автора имеет важный смысл. Тургенев чувствует, что «негативный направление» Базарова берет свою силу и свои истоки в тех подспудно течениях, которые долгие годы струятся незримо, но в грозные периоды истории выбрасывают на поверхность русской жизни Распутиным и Пугачева.
 +
 
 +
<br>
 +
 
 +
*'''Задание'''
 +
 
 +
♦ Какова роль названия «Отцы и дети» в построении всего произведения?
 +
 
 +
<br>
 +
 
 +
Сам Тургенев во многом не соглашался со своим героем. Он был приверженцем&nbsp; постепенных изменений, либеральных реформ, поэтому спорил со своим героем, боролся с ним, но понимал и давал почувствовать читателю, что боролся с гигантом, мнение и жизнь, чья натура и сила не могут не вызывать уважения.  
 +
 
 +
<br>
{{#ev:youtube|OicbbvJ2ALc}}  
{{#ev:youtube|OicbbvJ2ALc}}  
-
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Написать роман с прогрессивным и ретроградным направлением ещё вещь не трудная .Тургенев же имел притязания и дерзость создать роман имеющий всевозможные направления поклонник вечной истины вечной красоты он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный а так сказать всегдашний писал критик.<br>&nbsp; &nbsp;&nbsp; Свой роман сам автор видел как инструмент "схватывания" и постижения своеобразия общественного процесса, следовательно, все то, что было предметом отражения, И. С. Тургенев рассматривал как основное, самое существенное, такое, что существует и осуществляется само по себе, по собственным ( социальными) законами, а свой роман - только как средство (поэтического в данном случае) его отражение (введение в светлое поле сознания).
 
-
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Отц.jpg|340x340px|Отц.jpg]]<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; "Отцы и дети" традиционно интерпретируются как отражение полемики между либералами и демократами в некоторой степени как весомое событие этой полемики, разгоревшейся с новой силой именно с появлением романа. Любовь Базарова к Одинцовой истолковывается в указанной перспективе как дополнительный, хотя и важный, эпизод. Главное же, поведение Базарова отношении Одинцово характеризуется как отречение тех благородных целей, которые вдохновляли реальных демократов. Издавна известное определение Базарова как трагической фигуры связывается с его социальным статусом и поведением. Такое определение Базарова мы знаем со слов самого И. С. Тургенева. Писатель ссылается на Достоевского, якобы угадал его замысел. Однако трагичность Базарова Тургенев связывал с преждевременностью появления героя на исторической арене, что и делало его обреченным на гибель. Это, с одной стороны, фактически неверно, поскольку время революционных демократов уже наступил. С другой стороны, необходимым следствием гибели трагического героя должна быть изменение состояния мира, переход от ненадлежащего к должному. В романе это изменение действительно происходит, но она не сопряжена ни связью с социальными конфликтами. Поскольку социальная причина не признается достаточным для формирования и решения трагического конфликта, вопрос, таким образом, остается открытым. Хотя за полтора века истории изучения "Отцов и детей" эту проблему не оставлено без внимания, она лишь немного смущала ученых. Между тем проблема является важной и заслуживает внимания исследователей. <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;{{#ev:youtube|UyNYgy0r7us}}
 
-
Надо отметить, что в последнее десятилетие исследовательские акценты в изучении романа существенно сместились. Социологические и даже социокультурные обобщения, а, тем более, перепевы классических толкований уступили место более или менее успешным загальноестетичним и собственно теоретико-литературным исследованиям. Заметным явлением стала монография С.М. Аюпова "Поэтика и стиль романа И. С. Тургенева" Отцы и дети "Эта работа отмечена многими острыми наблюдениями, местами даже экзотического характера при поддержке этимологических и нумерологических толкований.  
+
Написать роман с прогрессивным и ретроградным направлением ещё вещь не трудная .Тургенев же имел притязания и дерзость создать роман имеющий всевозможные направления поклонник вечной истины вечной красоты он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный а так сказать всегдашний писал критик.  
-
[[Image:Тургенев.jpg|291x360px|Тургенев.jpg]]<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp; С нашей точки зрения, любая попытка выявления отличного общепринятого, фона прочтения одного из самых известных романов русской литературы заслуживает поддержки и широкое обсуждение. <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp; Одним из наиболее перспективных направлений в переосмыслении романа является прояснение онтологического трагизма романного конфликта. Правда, пока это направление реализуется только в масштабах статей, посвященных, как правило, расширению интертекстуальный пространства интерпретации "Отцов и детей". В то же время усиливается внимание к внутренним, так сказать, ресурсов романа, остававшиеся до сих пор практически нетронутым. Впрочем, надо отметить, философская доминанта соответствующих исследований тяготеет больше к размышлениям "по мотивам", чем к постижению имманентной философии романа, если о такой можно говорить.
 
-
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Отцы ид.jpg|353x421px|Отцы ид.jpg]]<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Если же говорить об органическом расширение нашего участия в шедевре Тургенева, то наиболее интересным и перспективным является четко оформленный интерес к протагонистов-антагонистов романа: Павла Петровича и Базарова. (Говоря об органичности, мы имеем в виду ту довольно редкую обстоятельство в "жизни классики", когда осмысление хрестоматийного произведения осуществляется не за счет новомодных переоценок ценностей, а в надежном и одновременно не в совсем, так сказать, обжитом русле устойчивого отношения к " текста ".) Надо полагать, что растущий интерес к фундаментальной трагичности романа Тургенева заслуживает более глубокое осмысление в собственное литературоведческом аспекте. Конечно, такая работа востребована лишь, если говорить серьезно, девульгаризациею, десоциологизациею истории "святой" (Ю. Манн) русской литературы.<br><br> &nbsp;&nbsp; Отредактировано и&nbsp; прислано Китаевым&nbsp; В.А
 
-
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, [http://xvatit.com/index.php?do=feedback напишите нам].
+
*'''Задание'''
-
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - [http://xvatit.com/forum/ Образовательный форум].  
+
♦ Охарактеризуйте противостояние Базарова и «отцов». <br>
 +
 
 +
Свой роман сам автор видел как инструмент "схватывания" и постижения своеобразия общественного процесса, следовательно, все то, что было предметом отражения, [[И. С. Тургенев. Очерк жизни и творчества|'''И. С. Тургенев''']] рассматривал как основное, самое существенное, такое, что существует и осуществляется само по себе, по собственным ( социальными) законами, а свой роман - только как средство (поэтического в данном случае) его отражение (введение в светлое поле сознания).
 +
 
 +
 
 +
 
 +
&nbsp;[[Image:Отц.jpg|200px|Отцы и дети]]
 +
 
 +
 
 +
 
 +
"Отцы и дети" традиционно интерпретируются как отражение полемики между либералами и [[Демократія та|'''демократами''']] в некоторой степени как весомое событие этой полемики, разгоревшейся с новой силой именно с появлением романа. Любовь Базарова к Одинцовой истолковывается в указанной перспективе как дополнительный, хотя и важный, эпизод. Главное же, поведение Базарова отношении Одинцово характеризуется как отречение тех благородных целей, которые вдохновляли реальных демократов. Издавна известное определение Базарова как трагической фигуры связывается с его социальным статусом и поведением. Такое определение Базарова мы знаем со слов самого И. С. Тургенева. Писатель ссылается на Достоевского, якобы угадал его замысел. Однако трагичность Базарова Тургенев связывал с преждевременностью появления героя на исторической арене, что и делало его обреченным на гибель. Это, с одной стороны, фактически неверно, поскольку время революционных демократов уже наступил. С другой стороны, необходимым следствием гибели трагического героя должна быть изменение состояния мира, переход от ненадлежащего к должному. В романе это изменение действительно происходит, но она не сопряжена ни связью с социальными конфликтами. Поскольку социальная причина не признается достаточным для формирования и решения трагического конфликта, вопрос, таким образом, остается открытым. Хотя за полтора века истории изучения "Отцов и детей" эту проблему не оставлено без внимания, она лишь немного смущала ученых. Между тем проблема является важной и заслуживает внимания исследователей. <br>
 +
 
 +
 
 +
 
 +
{{#ev:youtube|UyNYgy0r7us}}
 +
 
 +
===Исследовательские акценты в изучении романа===
 +
 
 +
Надо отметить, что в последнее десятилетие исследовательские акценты в изучении романа существенно сместились. Социологические и даже социокультурные обобщения, а, тем более, перепевы классических толкований уступили место более или менее успешным общеестетичним и собственно теоретико-литературным исследованиям. Заметным явлением стала монография С.М. Аюпова "Поэтика и стиль романа И. С. Тургенева" Отцы и дети ". Эта работа отмечена многими острыми наблюдениями, местами даже экзотического характера при поддержке этимологических и нумерологических толкований.
 +
 
 +
 
 +
 
 +
[[Image:Тургенев.jpg|200px|Тургенев]]
 +
 
 +
 
 +
 
 +
С нашей точки зрения, любая попытка выявления отличного общепринятого, фона прочтения одного из самых известных романов [[Русская литература и история|'''русской литературы''']] заслуживает поддержки и широкое обсуждение.  
 +
 
 +
Одним из наиболее перспективных направлений в переосмыслении романа является прояснение онтологического трагизма романного конфликта. Правда, пока это направление реализуется только в масштабах статей, посвященных, как правило, расширению интертекстуальный пространства интерпретации "Отцов и детей". В то же время усиливается внимание к внутренним, так сказать, ресурсов романа, остававшиеся до сих пор практически нетронутым. Впрочем, надо отметить, философская доминанта соответствующих исследований тяготеет больше к размышлениям "по мотивам", чем к постижению имманентной философии романа, если о такой можно говорить.
 +
 
 +
 
 +
 
 +
[[Image:Отцы ид.jpg|200px|Отцы и дети]]
 +
 
 +
 
 +
 
 +
Если же говорить об органическом расширение нашего участия в шедевре Тургенева, то наиболее интересным и перспективным является четко оформленный интерес к протагонистов-антагонистов романа: Павла Петровича и Базарова. (Говоря об органичности, мы имеем в виду ту довольно редкую обстоятельство в "жизни классики", когда осмысление хрестоматийного произведения осуществляется не за счет новомодных переоценок ценностей, а в надежном и одновременно не в совсем, так сказать, обжитом русле устойчивого отношения к " текста ".) Надо полагать, что растущий интерес к фундаментальной трагичности романа Тургенева заслуживает более глубокое осмысление в собственное литературоведческом аспекте. Конечно, такая работа востребована лишь, если говорить серьезно, девульгаризациею, десоциологизациею истории "святой" (Ю. Манн) русской литературы.
 +
 
 +
=== Задание ===
 +
 
 +
*Считаете ли вы, что в образе Базарова писатель изобразил героя своего времени? Попробуйте доказать или опровергнуть это утверждение.
 +
 
 +
*В чем сила и в чем слабость Базарова?
<br>  
<br>  
-
<br>
+
== Список использованной литературы  ==
 +
 
 +
''1.Урок на тему:Семейные портреты на страницах романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»,учитель литературы Новикова В.И.,сш№7, г.Полтава''
 +
 
 +
''2.Урок на тему:Противоречивость в оценке образа Базарова читателями и критиками,преподаватель литературы и языка Семенович Ф.В.,сш№5 г. Кременчуг''
 +
 
 +
''3.Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. М., 2009.''
 +
 
 +
''4.Лебедев Ю. В. Тургенев (ЖЗЛ). М., 2008.''
 +
 
 +
<br>  
 +
 
 +
----
 +
 
 +
<br> <br>''Отредактировано и&nbsp; прислано Китаевым&nbsp; В.А ''
 +
 
 +
<br>
 +
 
 +
----
 +
 
 +
<br> '''Над уроком работали'''
 +
 
 +
Китаев В.А.
 +
 
 +
Семенович Ф.В.
 +
 
 +
Новикова В.И.
 +
 
 +
<br>
 +
 
 +
----
 +
 
 +
<br>
 +
 
 +
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на [http://xvatit.com/forum/ '''Образовательном форуме'''], где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав [http://xvatit.com/club/blogs/ '''блог,'''] Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. [http://xvatit.com/school/guild/ '''Гильдия Лидеров Образования'''] открывает двери для специалистов&nbsp; высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.<br>
 +
 
 +
<br>
 +
 
 +
<br>
 +
 
 +
[[Category:Русская_литература_10_клас]]

Текущая версия на 20:03, 11 октября 2012


Гипермаркет знаний>>Литература 10 класс.Полные уроки>>Литература: Отцы и дети .Полные уроки 


Содержание

Тема

  • Отцы и дети

Цель урока

  • Анализ, характер и ознакомление с произведением.

Тип урока

  • Учебно-воспитательный.

Ход урока

Образ Базарова

Отцы и дети


Роман Тургенева «Отцы и дети», вышедший в 1862 году, стал не просто одним из лучших произведений автора, но и одним из его романов,который горячо обсуждали и критиковали. Причиной критики, резких высказываний и обвинений в адрес самого автора стал созданный им образ главного героя - Базарова. Базаров - это герой инсаровского типа, который появляется и действует теперь уже на родной земле. Он действительно нигилист, многое отвергает, ничего не воспринимает на веру.




В его характере, поведении Тургенев сумел показать типические черты нового поколения, которое пришло на смену либералам. Эти люди значительно больше верили опытному знанию, чем теоретическим абстрагированием. Поэтому и Базаров «не верит» в науку. Подвергает сомнению все, чтобы выяснить, что пригодно, а что нет. Он враг абстракций, понимает ограниченность «общих определений» и не признает абсолютных истин. Он любит «отдельные факты» и конкретные знания.

Поэтому и искусству, по мнению Базарова, должна быть отведена лишь иллюстративная роль.  Базаровское  отрицание распространяется не только на «принципы», искусство - оно простирается значительно дальше. Базаров проводит резкую границу между народными требованиями, стремлениями, потребностями и народными суевериями. Отстаивая первые, он выступает против других. 


Ася   


Аристократическая гордость Базарова вызвана тем, что его дед землю пахал, что любой крестьянин признает в нем соотечественника, он умеет говорить с народом, на правах «своего» может, если нужно, не стесняясь, говорить о народе жестокую правду. Базаров относится к заведомо героических натур. Он связан с народом, но в то же время и далек от него. Он наполовину вырос из земли, но действительно наполовину. Это слово для самого автора имеет важный смысл. Тургенев чувствует, что «негативный направление» Базарова берет свою силу и свои истоки в тех подспудно течениях, которые долгие годы струятся незримо, но в грозные периоды истории выбрасывают на поверхность русской жизни Распутиным и Пугачева.


  • Задание

♦ Какова роль названия «Отцы и дети» в построении всего произведения?


Сам Тургенев во многом не соглашался со своим героем. Он был приверженцем  постепенных изменений, либеральных реформ, поэтому спорил со своим героем, боролся с ним, но понимал и давал почувствовать читателю, что боролся с гигантом, мнение и жизнь, чья натура и сила не могут не вызывать уважения.




Написать роман с прогрессивным и ретроградным направлением ещё вещь не трудная .Тургенев же имел притязания и дерзость создать роман имеющий всевозможные направления поклонник вечной истины вечной красоты он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный а так сказать всегдашний писал критик.


  • Задание

♦ Охарактеризуйте противостояние Базарова и «отцов».

Свой роман сам автор видел как инструмент "схватывания" и постижения своеобразия общественного процесса, следовательно, все то, что было предметом отражения, И. С. Тургенев рассматривал как основное, самое существенное, такое, что существует и осуществляется само по себе, по собственным ( социальными) законами, а свой роман - только как средство (поэтического в данном случае) его отражение (введение в светлое поле сознания).


 Отцы и дети


"Отцы и дети" традиционно интерпретируются как отражение полемики между либералами и демократами в некоторой степени как весомое событие этой полемики, разгоревшейся с новой силой именно с появлением романа. Любовь Базарова к Одинцовой истолковывается в указанной перспективе как дополнительный, хотя и важный, эпизод. Главное же, поведение Базарова отношении Одинцово характеризуется как отречение тех благородных целей, которые вдохновляли реальных демократов. Издавна известное определение Базарова как трагической фигуры связывается с его социальным статусом и поведением. Такое определение Базарова мы знаем со слов самого И. С. Тургенева. Писатель ссылается на Достоевского, якобы угадал его замысел. Однако трагичность Базарова Тургенев связывал с преждевременностью появления героя на исторической арене, что и делало его обреченным на гибель. Это, с одной стороны, фактически неверно, поскольку время революционных демократов уже наступил. С другой стороны, необходимым следствием гибели трагического героя должна быть изменение состояния мира, переход от ненадлежащего к должному. В романе это изменение действительно происходит, но она не сопряжена ни связью с социальными конфликтами. Поскольку социальная причина не признается достаточным для формирования и решения трагического конфликта, вопрос, таким образом, остается открытым. Хотя за полтора века истории изучения "Отцов и детей" эту проблему не оставлено без внимания, она лишь немного смущала ученых. Между тем проблема является важной и заслуживает внимания исследователей.



Исследовательские акценты в изучении романа

Надо отметить, что в последнее десятилетие исследовательские акценты в изучении романа существенно сместились. Социологические и даже социокультурные обобщения, а, тем более, перепевы классических толкований уступили место более или менее успешным общеестетичним и собственно теоретико-литературным исследованиям. Заметным явлением стала монография С.М. Аюпова "Поэтика и стиль романа И. С. Тургенева" Отцы и дети ". Эта работа отмечена многими острыми наблюдениями, местами даже экзотического характера при поддержке этимологических и нумерологических толкований.


Тургенев


С нашей точки зрения, любая попытка выявления отличного общепринятого, фона прочтения одного из самых известных романов русской литературы заслуживает поддержки и широкое обсуждение.

Одним из наиболее перспективных направлений в переосмыслении романа является прояснение онтологического трагизма романного конфликта. Правда, пока это направление реализуется только в масштабах статей, посвященных, как правило, расширению интертекстуальный пространства интерпретации "Отцов и детей". В то же время усиливается внимание к внутренним, так сказать, ресурсов романа, остававшиеся до сих пор практически нетронутым. Впрочем, надо отметить, философская доминанта соответствующих исследований тяготеет больше к размышлениям "по мотивам", чем к постижению имманентной философии романа, если о такой можно говорить.


Отцы и дети


Если же говорить об органическом расширение нашего участия в шедевре Тургенева, то наиболее интересным и перспективным является четко оформленный интерес к протагонистов-антагонистов романа: Павла Петровича и Базарова. (Говоря об органичности, мы имеем в виду ту довольно редкую обстоятельство в "жизни классики", когда осмысление хрестоматийного произведения осуществляется не за счет новомодных переоценок ценностей, а в надежном и одновременно не в совсем, так сказать, обжитом русле устойчивого отношения к " текста ".) Надо полагать, что растущий интерес к фундаментальной трагичности романа Тургенева заслуживает более глубокое осмысление в собственное литературоведческом аспекте. Конечно, такая работа востребована лишь, если говорить серьезно, девульгаризациею, десоциологизациею истории "святой" (Ю. Манн) русской литературы.

Задание

  • Считаете ли вы, что в образе Базарова писатель изобразил героя своего времени? Попробуйте доказать или опровергнуть это утверждение.
  • В чем сила и в чем слабость Базарова?


Список использованной литературы

1.Урок на тему:Семейные портреты на страницах романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»,учитель литературы Новикова В.И.,сш№7, г.Полтава

2.Урок на тему:Противоречивость в оценке образа Базарова читателями и критиками,преподаватель литературы и языка Семенович Ф.В.,сш№5 г. Кременчуг

3.Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. М., 2009.

4.Лебедев Ю. В. Тургенев (ЖЗЛ). М., 2008.





Отредактировано и  прислано Китаевым  В.А




Над уроком работали

Китаев В.А.

Семенович Ф.В.

Новикова В.И.




Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов  высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.



Предмети > Литература > Русская литература 10 клас