KNOWLEDGE HYPERMARKET


Развитие умения создавать текст. Сочинение в публицистическом стиле на общественную тему. Отбор, упорядочение нового материала.
(Создана новая страница размером 1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Докажите, что он составл...)
Строка 1: Строка 1:
-
1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Докажите, что он составлен в публицистическом стиле речи. Составьте план и с его помощью установите, как раскрыта тема данного высказывания — на основе разъяснения понятия (содержится ответ на вопрос: что это значит «человек — цель, а не средство») или рассуждения (содержится ответ на вопрос: правильно ли утверждение «человек — цель, а не средство»).<br>Что понимается под утверждением: человек — цель, а не средство? Это — готовность смотреть на каждого как на заведомо интересного для тебя человека. Готовность искать в нём целый мир, загадочный и привлекательный, стремление познать его. Уверенность в том, что каждый человек заведомо достоин уважения. Эта установка означает заведомое признание за каждым права на непохожесть на других, на индивидуальность взглядов, увлечений, интересов, черт характера.
+
1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Докажите, что он составлен в публицистическом стиле речи. Составьте план и с его помощью установите, как раскрыта тема данного высказывания — на основе разъяснения понятия (содержится ответ на вопрос: что это значит «человек — цель, а не средство») или рассуждения (содержится ответ на вопрос: правильно ли утверждение «человек — цель, а не средство»).<br>Что понимается под утверждением: человек — цель, а не средство? Это — готовность смотреть на каждого как на заведомо интересного для тебя человека. Готовность искать в нём целый мир, загадочный и привлекательный, стремление познать его. Уверенность в том, что каждый человек заведомо достоин уважения. Эта установка означает заведомое признание за каждым права на непохожесть на других, на индивидуальность взглядов, увлечений, интересов, черт характера.  
-
<br>Наоборот, подход к человеку как к средству — это стремление приспособить другого к своим представлениям о жизни и людях, к своим взглядам на то, как должно вести себя, каким должен быть человек.<br>Установку на человека как на цель можно определить как такое отношение к другому, которое предполагает «соприкосновение душ, не преследующее никаких выгод» (Монтень М.). Но именно в этом бескорыстном соприкосновении и достигается самая большая выгода — человеческая близость.<br>Можно ли сформировать у себя такую установку? Что для этого надо? Во-первых, надо принять решение о том, что хочешь в каждом человеке видеть цель, видеть нечто уникальное. Во-вторых, нельзя менять своё отношение к другим, ничего не меняя в себе, т. е. необходимо одновременно формировать или изменять отношение к себе и другим людям. Чтобы выработать у себя установку на человека как на цель, необходимо относиться к себе самому как к самоценной личности и видеть личность в каждом человеке.<br>Возникает вопрос: как это сделать? Видеть личность в себе самом ещё не так трудно, особенно, если в чём-то достигаешь тех, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели ищё и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, — я думаю о ёлочке, которая растёт в лесу на пне.<br>(''<u>По В. Астафьеву.)</u>''
+
<br>Наоборот, подход к человеку как к средству — это стремление приспособить другого к своим представлениям о жизни и людях, к своим взглядам на то, как должно вести себя, каким должен быть человек.<br>Установку на человека как на цель можно определить как такое отношение к другому, которое предполагает «соприкосновение душ, не преследующее никаких выгод» (Монтень М.). Но именно в этом бескорыстном соприкосновении и достигается самая большая выгода — человеческая близость.<br>Можно ли сформировать у себя такую установку? Что для этого надо? Во-первых, надо принять решение о том, что хочешь в каждом человеке видеть цель, видеть нечто уникальное. Во-вторых, нельзя менять своё отношение к другим, ничего не меняя в себе, т. е. необходимо одновременно формировать или изменять отношение к себе и другим людям. Чтобы выработать у себя установку на человека как на цель, необходимо относиться к себе самому как к самоценной личности и видеть личность в каждом человеке.<br>Возникает вопрос: как это сделать? Видеть личность в себе самом ещё не так трудно, особенно, если в чём-то достигаешь тех, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели ищё и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, — я думаю о ёлочке, которая растёт в лесу на пне.<br>(''<u>По В. Астафьеву.)</u>''  
-
<br>&nbsp;<br>''<u>ДОБРО И ЗЛО</u>''<br>Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем<br>&nbsp;вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Захромает какая — весь свет в наклон. Это только в детских глазах мир выглядит как чудесный подарок, сияющий солнцем и наполненный людским доброжелательством. Чем дальше от рождения, тем больше поднимающееся солнце высвечивает (го расстроенность и разнобой.<br>Ни в к(кие времена люди не приближались, вероятно, к подавляющей добросклонности и всегда на одного склонного приходило* двое-трое уклонных. Но добро и зло отличались, имели собственный чёткий образ. Не говорили: зло — это обратная сторона добра с тем же самым лицом, косящим не вправо, а вправо, а считалось, что зло — это ещё не обращенная, вроде язьчества, в лучшую нравственную религию сила... Если бы у1алось между добром и злом провести черту, то вышло бы,4то часть людей эту черту переступила, а часть ещё нет, но все направлены в одну сторону — к добру. И с каждым поколение! число переступивших увеличивается.
+
<br>&nbsp;<br>''<u>ДОБРО И ЗЛО</u>''<br>Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем<br>&nbsp;вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Захромает какая — весь свет в наклон. Это только в детских глазах мир выглядит как чудесный подарок, сияющий солнцем и наполненный людским доброжелательством. Чем дальше от рождения, тем больше поднимающееся солнце высвечивает (го расстроенность и разнобой.<br>Ни в к(кие времена люди не приближались, вероятно, к подавляющей добросклонности и всегда на одного склонного приходило* двое-трое уклонных. Но добро и зло отличались, имели собственный чёткий образ. Не говорили: зло — это обратная сторона добра с тем же самым лицом, косящим не вправо, а вправо, а считалось, что зло — это ещё не обращенная, вроде язьчества, в лучшую нравственную религию сила... Если бы у1алось между добром и злом провести черту, то вышло бы,4то часть людей эту черту переступила, а часть ещё нет, но все направлены в одну сторону — к добру. И с каждым поколение! число переступивших увеличивается.  
-
<br>Что затем произошло, понять нельзя. Кто напугал их, уже переступивших черту и вкусивших добра, почему они повернули назад Движение через черту сделалось двусторонним, люди причлись прогуливаться туда и обратно, по-приятельски пристриваясь то к одной компании, то к другой, и растёрли, утоптали разделяющую границу. Добро и зло перемешались. Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло — в сиу-<br>Что такое теперь хороший или плохой человек? А ничего. Устаревши слова, оставшиеся в языке как воспоминание о дедовских ременах, когда с простотой и наивностью человека оценивали по его душевным жестам, по способности или неспособно™ чувствовать, как своё собственное, чужое страдание. В житейской же практике уже тот ныне хороший человек, ко не делает зла, кто без спросу ни во что не вмешиваетя и ничему не мешает. Не естественная склонность к добру стала мерилом хорошего человека, а избранное становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.<br>Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.<br>Мудрость — это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты — хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость и вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других, прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
+
<br>Что затем произошло, понять нельзя. Кто напугал их, уже переступивших черту и вкусивших добра, почему они повернули назад Движение через черту сделалось двусторонним, люди причлись прогуливаться туда и обратно, по-приятельски пристриваясь то к одной компании, то к другой, и растёрли, утоптали разделяющую границу. Добро и зло перемешались. Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло — в сиу-<br>Что такое теперь хороший или плохой человек? А ничего. Устаревши слова, оставшиеся в языке как воспоминание о дедовских ременах, когда с простотой и наивностью человека оценивали по его душевным жестам, по способности или неспособно™ чувствовать, как своё собственное, чужое страдание. В житейской же практике уже тот ныне хороший человек, ко не делает зла, кто без спросу ни во что не вмешиваетя и ничему не мешает. Не естественная склонность к добру стала мерилом хорошего человека, а избранное становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.<br>Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.<br>Мудрость — это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты — хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость и вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других, прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.  
-
<br>Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость — всегда», «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счёте, верность есть верность правде — правде-истине и правде-справедливости.<br>''<u>(По В. Пелихову.)</u>''
+
<br>Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость — всегда», «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счёте, верность есть верность правде — правде-истине и правде-справедливости.<br>''<u>(По В. Пелихову.)</u>''  
-
''<u></u>''
+
''<u></u>''  
-
Озаглавьте текст и воспроизведите письменно его содержание, включая в высказывание свои суждения о поднятой автором проблеме.<br>3. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Докажите, что он относится к публицистическому стилю речи. Подберите к нему заголовок.<br>Человек рождается никаким. Не плохим и не хорошим. Откуда же берутся подлецы, из кого вырастают благородные люди? Человек сам делает себя. И даже самых низших форм подлости и низости человек тоже может достигнуть именно потому, что он человек.<br>Вот что написала группа девушек — учащихся медицинского училища: «В нашем училище был педагог, которого мы любили и уважали. Мы не знаем, в чём «разошлись» руководители училища с нашим педагогом, но нас тоже втянули в конфликт. Заставили подписать ложное письмо с обвинениями в адрес учительницы... Нас заставляют быть подлыми. А вот если ни в чём ты не выделяешься, если позиция твоя среди других самая что ни на есть незавидная? Ещё сложнее с другими людьми. В них столько недостатков, так они себя проявляют, они так относятся к тебе! Так за что, почему, на каком основании нужно в них видеть личностей? Всё это так и не так. Так, если исходить из расхожего деления людей: этот — личность, а этот — не личность. И совсем не так, если твёрдо знать, что каждый человек — личность. Знать, что каждый человек есть нечто неповторимое, по-своему уникальное, что каждый, если ещё и не реализовал себя в жизни, то непременно сможет это сделать. Даже у самых внешне неприметных людей может скрываться огромное разнообразие задатков и возможностей, столько оригинальных мыслей, столько необычных взглядов, фантазий и мечтаний. Суметь увидеть это, за «гладким фасадом» разглядеть «празднество мысли и духа», происходящие «во внутренних покоях», бывает очень трудно. К этому надо стремиться, этому надо посвящать своё время, мобилизовать своё внимание, проницательность и даже воображение.<br><u>''(По А. Мудрику.)''</u>
+
Озаглавьте текст и воспроизведите письменно его содержание, включая в высказывание свои суждения о поднятой автором проблеме.<br>3. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Докажите, что он относится к публицистическому стилю речи. Подберите к нему заголовок.<br>Человек рождается никаким. Не плохим и не хорошим. Откуда же берутся подлецы, из кого вырастают благородные люди? Человек сам делает себя. И даже самых низших форм подлости и низости человек тоже может достигнуть именно потому, что он человек.<br>Вот что написала группа девушек — учащихся медицинского училища: «В нашем училище был педагог, которого мы любили и уважали. Мы не знаем, в чём «разошлись» руководители училища с нашим педагогом, но нас тоже втянули в конфликт. Заставили подписать ложное письмо с обвинениями в адрес учительницы... Нас заставляют быть подлыми. А вот если ни в чём ты не выделяешься, если позиция твоя среди других самая что ни на есть незавидная? Ещё сложнее с другими людьми. В них столько недостатков, так они себя проявляют, они так относятся к тебе! Так за что, почему, на каком основании нужно в них видеть личностей? Всё это так и не так. Так, если исходить из расхожего деления людей: этот — личность, а этот — не личность. И совсем не так, если твёрдо знать, что каждый человек — личность. Знать, что каждый человек есть нечто неповторимое, по-своему уникальное, что каждый, если ещё и не реализовал себя в жизни, то непременно сможет это сделать. Даже у самых внешне неприметных людей может скрываться огромное разнообразие задатков и возможностей, столько оригинальных мыслей, столько необычных взглядов, фантазий и мечтаний. Суметь увидеть это, за «гладким фасадом» разглядеть «празднество мысли и духа», происходящие «во внутренних покоях», бывает очень трудно. К этому надо стремиться, этому надо посвящать своё время, мобилизовать своё внимание, проницательность и даже воображение.<br><u>''(По А. Мудрику.)''</u>  
-
<br>2.1. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. К какому стилю и типу речи он относится? Составьте план.<br>А в чём самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.<br>Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.<br>Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.<br>Это как круги на воде. <br><br>&nbsp;<br><u>''КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ''</u><br>1.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Продумайте тему, сформулируйте основную мысль высказывания.<br>2.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Побеспокойтесь о правильном понимании темы и о глубине и полноте её раскрытия.<br>3.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Для подтверждения своих мыслей используйте жизненный опыт, приводите только достоверные факты и конкретный иллюстративный материал.<br>4.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Излагайте материал убедительно, не забывайте о доказательности основных положений.<br>5.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Цитируйте уместно и правильно.<br>6.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Придерживайтесь композиционной стройности и пропорциональности&nbsp; частей&nbsp; сочинения;&nbsp; логической&nbsp;&nbsp; последовательности в изложении мыслей.<br>7.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Пользуйтесь разными типами речи, соблюдайте единство избранного стиля; не забывайте о грамотности.<br>
+
<br>2.1. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. К какому стилю и типу речи он относится? Составьте план.<br>А в чём самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.<br>Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.<br>Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.<br>Это как круги на воде. <br><br>&nbsp;<br><u>''КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ''</u><br>1.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Продумайте тему, сформулируйте основную мысль высказывания.<br>2.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Побеспокойтесь о правильном понимании темы и о глубине и полноте её раскрытия.<br>3.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Для подтверждения своих мыслей используйте жизненный опыт, приводите только достоверные факты и конкретный иллюстративный материал.<br>4.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Излагайте материал убедительно, не забывайте о доказательности основных положений.<br>5.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Цитируйте уместно и правильно.<br>6.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Придерживайтесь композиционной стройности и пропорциональности&nbsp; частей&nbsp; сочинения;&nbsp; логической&nbsp;&nbsp; последовательности в изложении мыслей.<br>7.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Пользуйтесь разными типами речи, соблюдайте единство избранного стиля; не забывайте о грамотности.<br>  
 +
 
 +
 
 +
 
 +
''Пашковская Н.А., Корсаков В.О. Русский язык 10-11 класс<br>Отослано читателями из интернет-сайта ''

Версия 13:03, 25 августа 2009

1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Докажите, что он составлен в публицистическом стиле речи. Составьте план и с его помощью установите, как раскрыта тема данного высказывания — на основе разъяснения понятия (содержится ответ на вопрос: что это значит «человек — цель, а не средство») или рассуждения (содержится ответ на вопрос: правильно ли утверждение «человек — цель, а не средство»).
Что понимается под утверждением: человек — цель, а не средство? Это — готовность смотреть на каждого как на заведомо интересного для тебя человека. Готовность искать в нём целый мир, загадочный и привлекательный, стремление познать его. Уверенность в том, что каждый человек заведомо достоин уважения. Эта установка означает заведомое признание за каждым права на непохожесть на других, на индивидуальность взглядов, увлечений, интересов, черт характера.


Наоборот, подход к человеку как к средству — это стремление приспособить другого к своим представлениям о жизни и людях, к своим взглядам на то, как должно вести себя, каким должен быть человек.
Установку на человека как на цель можно определить как такое отношение к другому, которое предполагает «соприкосновение душ, не преследующее никаких выгод» (Монтень М.). Но именно в этом бескорыстном соприкосновении и достигается самая большая выгода — человеческая близость.
Можно ли сформировать у себя такую установку? Что для этого надо? Во-первых, надо принять решение о том, что хочешь в каждом человеке видеть цель, видеть нечто уникальное. Во-вторых, нельзя менять своё отношение к другим, ничего не меняя в себе, т. е. необходимо одновременно формировать или изменять отношение к себе и другим людям. Чтобы выработать у себя установку на человека как на цель, необходимо относиться к себе самому как к самоценной личности и видеть личность в каждом человеке.
Возникает вопрос: как это сделать? Видеть личность в себе самом ещё не так трудно, особенно, если в чём-то достигаешь тех, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели ищё и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, — я думаю о ёлочке, которая растёт в лесу на пне.
(По В. Астафьеву.)


 
ДОБРО И ЗЛО
Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем
 вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Захромает какая — весь свет в наклон. Это только в детских глазах мир выглядит как чудесный подарок, сияющий солнцем и наполненный людским доброжелательством. Чем дальше от рождения, тем больше поднимающееся солнце высвечивает (го расстроенность и разнобой.
Ни в к(кие времена люди не приближались, вероятно, к подавляющей добросклонности и всегда на одного склонного приходило* двое-трое уклонных. Но добро и зло отличались, имели собственный чёткий образ. Не говорили: зло — это обратная сторона добра с тем же самым лицом, косящим не вправо, а вправо, а считалось, что зло — это ещё не обращенная, вроде язьчества, в лучшую нравственную религию сила... Если бы у1алось между добром и злом провести черту, то вышло бы,4то часть людей эту черту переступила, а часть ещё нет, но все направлены в одну сторону — к добру. И с каждым поколение! число переступивших увеличивается.


Что затем произошло, понять нельзя. Кто напугал их, уже переступивших черту и вкусивших добра, почему они повернули назад Движение через черту сделалось двусторонним, люди причлись прогуливаться туда и обратно, по-приятельски пристриваясь то к одной компании, то к другой, и растёрли, утоптали разделяющую границу. Добро и зло перемешались. Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло — в сиу-
Что такое теперь хороший или плохой человек? А ничего. Устаревши слова, оставшиеся в языке как воспоминание о дедовских ременах, когда с простотой и наивностью человека оценивали по его душевным жестам, по способности или неспособно™ чувствовать, как своё собственное, чужое страдание. В житейской же практике уже тот ныне хороший человек, ко не делает зла, кто без спросу ни во что не вмешиваетя и ничему не мешает. Не естественная склонность к добру стала мерилом хорошего человека, а избранное становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.
Мудрость — это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты — хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость и вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других, прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.


Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость — всегда», «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счёте, верность есть верность правде — правде-истине и правде-справедливости.
(По В. Пелихову.)

Озаглавьте текст и воспроизведите письменно его содержание, включая в высказывание свои суждения о поднятой автором проблеме.
3. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Докажите, что он относится к публицистическому стилю речи. Подберите к нему заголовок.
Человек рождается никаким. Не плохим и не хорошим. Откуда же берутся подлецы, из кого вырастают благородные люди? Человек сам делает себя. И даже самых низших форм подлости и низости человек тоже может достигнуть именно потому, что он человек.
Вот что написала группа девушек — учащихся медицинского училища: «В нашем училище был педагог, которого мы любили и уважали. Мы не знаем, в чём «разошлись» руководители училища с нашим педагогом, но нас тоже втянули в конфликт. Заставили подписать ложное письмо с обвинениями в адрес учительницы... Нас заставляют быть подлыми. А вот если ни в чём ты не выделяешься, если позиция твоя среди других самая что ни на есть незавидная? Ещё сложнее с другими людьми. В них столько недостатков, так они себя проявляют, они так относятся к тебе! Так за что, почему, на каком основании нужно в них видеть личностей? Всё это так и не так. Так, если исходить из расхожего деления людей: этот — личность, а этот — не личность. И совсем не так, если твёрдо знать, что каждый человек — личность. Знать, что каждый человек есть нечто неповторимое, по-своему уникальное, что каждый, если ещё и не реализовал себя в жизни, то непременно сможет это сделать. Даже у самых внешне неприметных людей может скрываться огромное разнообразие задатков и возможностей, столько оригинальных мыслей, столько необычных взглядов, фантазий и мечтаний. Суметь увидеть это, за «гладким фасадом» разглядеть «празднество мысли и духа», происходящие «во внутренних покоях», бывает очень трудно. К этому надо стремиться, этому надо посвящать своё время, мобилизовать своё внимание, проницательность и даже воображение.
(По А. Мудрику.)


2.1. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. К какому стилю и типу речи он относится? Составьте план.
А в чём самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.
Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде.

 
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
1.    Продумайте тему, сформулируйте основную мысль высказывания.
2.    Побеспокойтесь о правильном понимании темы и о глубине и полноте её раскрытия.
3.    Для подтверждения своих мыслей используйте жизненный опыт, приводите только достоверные факты и конкретный иллюстративный материал.
4.    Излагайте материал убедительно, не забывайте о доказательности основных положений.
5.    Цитируйте уместно и правильно.
6.    Придерживайтесь композиционной стройности и пропорциональности  частей  сочинения;  логической   последовательности в изложении мыслей.
7.    Пользуйтесь разными типами речи, соблюдайте единство избранного стиля; не забывайте о грамотности.


Пашковская Н.А., Корсаков В.О. Русский язык 10-11 класс
Отослано читателями из интернет-сайта