KNOWLEDGE HYPERMARKET


Реферат до теми Пізнавльний урок

Реферат до уроку з предмету Хореографія 8 клас
Тема: Пізнавльний урок

Надіслано Ольховою О.О,вчителем Міжнародного ліцею "Гранд"

История аргентинского танго

В конце 19 века аргентинский портовый город Буэнос-Айрес стал необычайно популярным среди эмигрантов. Из разных стран Европы приехали сюда люди в поисках лучшей жизни. Эти люди привезли с собой различные музыкальные инструменты из своих родных стран: скрипки, гитары, флейты, и конечно они несли в себе музыкальные традиции своих стран.
И вот, в Буэнос-Айресе, как смешение различных культур и направлений в музыке формируется и развивается новый танец - танго. В нем африканские ритмы тангано, аргентинская милонга, гаванская хабанера, испанское фламенко, ритуальные танцы индейцев, польская мазурка, немецкий вальс слились воедино в танце тоски по покинутой родине, несчастной любви, страсти и одиночества.
Танго - это уникальный сплав традиций, фольклора, чувств и переживаний многих народов, имеющий долгую историю.
Откуда пришло танго? О происхождении танца, музыки и слова "танго" строят самые фантастические теории, простирающиеся вплоть до страны Восходящего Солнца. Некоторые считают, что в основе слова «танго» - латинский глагол "tangere" - касаться, другие считают его произошедшим от испанского слова "tambor" – барабан. Более вероятной представляется теория, опубликованная Винсенте Росси в 1926 году в книге "Cosas de negros"(Дела Черных). Росси первым указал на то, что слово "танго" может происходить из одного из африканских диалектов.
Его предположение представляется тем более вероятным, что Буэнос Айрес и Монтевидео в течение многих лет являлись важными перевалочными пунктами работорговли. Рикардо Родригес Молас, еще один танго-исследователь, подтвердил тезис Росси в своих этимологических исследованиях, доказывая африканское происхождение слова "танго". Есть несколько предположений, о том, что послужило основой этого слова: конголезский танец "ланго", бог нигерийского племени йоруба "шанго", слово народности банту "тамгу", означающее танец вообще или «танго», которое в Конго означает "закрытое место", "круг", слово, которым позже стали называть места, где собирали рабов перед погрузкой на корабль.
Росси считает, что не только слово, но и танец обязан своим происхождением афрокреолам, жившим в Буэнос Айресе и Монтевидео, где он возник на танцевальных вечеринках черных - "sociedades de negros" предположительно из танца кандомбэ.
Кандомбэ было ритуальным танцем, объединяющим в себе элементы религий банту и католицизма. Танцоры выстраивались в ряды и шли навстречу друг другу. Переход состоял из пяти хореографически определенных сцен, которые исполнялись не парами, а как групповой танец. Так как во время праздников черных дело часто доходило до кровавых драк, эти мероприятия были вскоре запрещены администрацией. Таким образом, танцевальные вечеринки черных стали проходить в закрытых помещениях. Пары танцевали без близких объятий, танцоры в такт расходились друг с другом, имитируя жесты первоначального кандомбэ. Этот новый танец переняли "компадриты", живущие в пригородах и принесли его в салуны, где до тех пор танцевали лишь традиционную милонгу.
С созданием первых "sociedades de negros" в начале 19 века в Буэнос Айресе и Монтевидео словом "танго" стали называть и собственно эти общества, и их танцевальные вечеринки. То, что играли на этих вечеринках, имело мало общего с той музыкой, которая распространилась в эмигрантских кругах на Рио де ла Плата с середины 19 века. В портах Буэнос Айреса и Монтевидео различнейшие культуры слились в одну новую, с которой и идентифицировали себя новые поселенцы, появилось известное нам танго.
При сравнении танго с кандомбэ, музыкой черного населения Буэнос Айреса, уже по используемым инструментам видно, как мало общего у этих музыкальных стилей. Ни один из многочисленных ударных инструментов, составляющих основу кандомбэ, никогда не применялся в танго.
Танго и кандомбэ объединяет ритмическая формула, которая в принципе лежит в основе всей латиноамериканской музыки, подвергшейся африканскому влиянию, от Уругвая до Кубы. Эта ритмическая формула оказала свое влияние и на три музыкальных стиля, считающиеся непосредственными предшественниками танго: афрокубинскую хабанеру, танго Андалуз и милонгу.
Хабанера, возникшая примерно в 1825 году в пригородах Гаваны, - это и парный танец, и форма песни. С музыкальной точки зрения она представляет собой смесь испанских песенных традиций с ритмическим наследием черных рабов. В результате постоянных контактов между колонией и метрополией хабанера проникла в Испанское королевство и примерно в 1850-тые годы стала популярна во всей стране в основном благодаря народным театрам. На Рио де ла Плата хабанера пришла из Парижа. После того, как она стала салонным танцем в Париже, ее с восторгом приняли аристократические круги Латинской Америки, культурного пространства Рио де ла Плата, повторявшие все, что было модно во Франции.
В портовых тавернах Буэнос Айреса и Монтевидео хабанеру распространяли кубинские матросы. Она моментально стала конкурентной с самыми модными танцами той эпохи, с мазуркой, полькой, вальсом. Она также пользовалась большой популярностью в народном театре в форме песенных куплетов. Ритмическая базовая структура хабанеры состоит из двухчетвертного такта, который в свою очередь составлен из одной ударной восьмой, одной шестнадцатой и двух следующих восьмых (первые такты из всемирно известной оперы Бизе "Кармен": "Любовь дитя, дитя свободы…").
Этот ритм хабанера передала танго Андалуз и милонге. Так как эти три музыкальных стиля отличаются друг от друга только мелодически, публика и композиторы часто путали их еще в то время.
Танго Андалуз, возникшее примерно в 1850 годы в Кадисе, относится к классическим формам фламенко и исполняется в сопровождении гитары. Это как песенная форма, так и танец, который исполнялся вначале только женщиной, впоследствии одной или несколькими парами, причем партнеры не прикасались друг к другу. Однако в Аргентину танго Андалуз пришло не в качестве танца. Здесь оно использовалось только как песня или куплеты народного театра.
Милонга, креольская предшественница танго, является уже сама по себе частью культурной истории. У негритянского населения Бразилии сохранилось первоначальное значение слова «milonga» - "слова", "разговор", в Уругвае "милонга" означала "городское пение", в Буэнос Айресе и его окрестностях «milonga» в 1870 -ые годы означала "праздник" или "танцы", а также место их проведения, и одновременно "беспорядочную смесь". В этом значении это слово употребляется в эпосе Мартина Фиерро. Вскоре это слово стали употреблять для обозначения особой танцевально-песенной формы, к которой добавились milonguera - танцовщица в увеселительных заведениях и milonguita - женщина, работающая в кабаре, со склонностью к алкоголю и наркотикам."
Сельская милонга была очень медленной и служила музыкальным сопровождением песен. Городской вариант был намного быстрее, более подвижным, его играли и танцевали более ритмично. Очевидна ее родственная связь с музыкой народных певцов пампы. В то время как танго представляет собой более стилизованную городскую музыку, оставившую позади свое фольклорное наследие еще до 20-х годов 19 века, милонга несет в себе многочисленные черты народной музыки Аргентины. Вентура Р. Линч в 1883 году указывал на сходство милоги и песен гаучо. Пение гаучо сопровождается ритмами милонги, причем его мелодическая структура по простоте приближается к речитативу. Танцевали под милонгу прежде всего в пригородах на танцевальных балах "компадритов".
Милонга, хабанера и танго Андалуз занимали существенное место в репертуаре трио, гастролировавших в 1880-ые годы в районе Буэнос Айреса. Эти музыканты были почти сплошь самоучками, игравшими на флейтах, скрипках и арфе на танцах в рабочих кварталах, закусочных и борделях пригородов. Арфа часто заменялась мандолиной, аккордеоном или просто гребнем и впоследствии была полностью вытеснена гитарой, которая со времен конкисты играла важнейшую роль прежде всего в сельской местности как национальный инструмент гаучо и паядоров. Вскоре гитарист стал определять гармоническую основу, на которой импровизировали скрипач и флейтист. Мало кто из тогдашних музыкантов мог читать ноты. Все играли на слух и изобретали каждый вечер новые мелодии. То, что нравилось, часто повторяли, пока не возникало своеобразное музыкальное произведение. Но так как эти мелодии не записывались, на сегодняшний день не известно, как они в точности звучали.
Репертуар таких групп был более чем пестрым. Они играли вальсы, мазурки, милонги, хабанеры, андалузское танго и в какой-то момент - первое аргентинское танго. Сегодня невозможно сказать, какое трио в какой забегаловке города сыграло первое наиболее чистое танго.
Возникновение танго можно более-менее точно проследить с того момента, когда музыканты, играющие для танцоров записывали исполняемую ими музыку. Это были прежде всего пианисты, играющие в элегантных салонах, где имелось пианино. Пианисты играли здесь в большинстве случаев в одиночку. Они имели, как правило, музыкальное образование в отличие от своих анонимных коллег из трио, играющих в пригородах. Они обменивались нотами, создавали свой стиль и что наиболее важно - записывали свои композиции.
Самые ранние записанные танго-композиции пришли к нам от одного из известнейших композиторов того времени, Розендо Мендисабаля. Днем Розендо Мендисабаль обучал игре на фортепиано девушек из знатных семей, а вечером встречал их братьев в таких увеселительных заведениях как "Мария ла Васка" и "Лаура", и играл танго.
Танго, или то, что понималось под этим в то время, играли в самых разных местах, на улицах, во дворах рабочих кварталов и во многих заведениях, от танцевальных залов до борделей: "ромериях", "карпасах", "байлонгах", "трингетах", "академиях" и др. Хосе Гобелло цитирует описание некой "академии" 1910 года: "Академия представляла собой просто кафе, где обслуживали женщины и где играла шарманка. Там можно было выпить и потанцевать между двумя стаканами с обслуживающими женщинами."
Шарманка была в то время одним из важнейших инструментов распространения молодой музыки танго. Итальянцы проходили с ней по улицам центра города и дворам рабочих кварталов. Семьи переселенцев танцевали по воскресеньям на своих праздниках между вальсом и мазуркой раз-другой и танго. Итальянская шарманка упоминается в аргентинском национальном эпосе "Мартин Фиерро". Танго "El ultimo organito" и "Organito de la tarde" упоминаются там как "голос окраин".
Во всех этих местах в то время можно было слышать танго. Классическим ранним танго было, например, "El entrerriano", написанное Розендо Мендисабалем в 1897 году. Опубликованные партитуры "Tangos para piano" дают представление о том, как радостно и энергично должна была звучать эта музыка.
Сначала танго было веселым, легким, временами даже вульгарным. Долгое время оно оставалось музыкой и танцем низших слоев общества. Средний и высший классы его не признавали.
В начале 20 века среди инструментов танго появился бандонеон, инструмент, напоминающий своим звучанием орган. Он добавил ноты драматизма в музыку танго. С его появлением танго стало более медленным, появились новые для него тона интимности, танго приобрело тот меланхолический характер, с которым и до сих пор ассоциируется музыка Рио де ла Плата.
В 20-х годах 20 века в Аргентине начался экономический кризис. Огромное количество людей потеряло работу и жители Буэнос-Айреса, портеньо, стали очень грустными людьми. Необходимо отметить, что в то время большую часть населения Буэнос-Айреса составляли мужчины. Говорят, что молодая женщина имела возможность выбирать себе избранника из 20 претендентов! И потому мужчины Буэнос-Айреса были очень одиноки. Танго стало танцем мужчин, в основе него лежало противоборство, дуэль из-за женщины. Лирика танго - это тоже женщина, грусть и тоска по ней. Для мужчины-портеньо существовали лишь короткие минуты сближения с женщиной. Это происходило тогда, когда он держал ее в своих объятиях, танцуя танго. В эти моменты мужчину охватывала любовь, и это чувство примиряло его с жизнью.
Танго оказалось настолько жизнеспособным, что очень быстро вырвалось не только за пределы портов и улиц бедных кварталов Буэнос-Айреса, но и за границы Аргентины. В начале XX века танго и его музыка вошли в жизнь европейских стран. Это был золотой век танго. Париж начала века влюбился в танго с первоговзгляда, куда оно попало благодаря нескольким танцорам из Аргентины.
Возникло новое слово - тангомания, мода на танец танго и на все, что с ним связано: танго вечеринки, танго напитки, сигареты, одежда и обувь в стиле танго (смокинг для мужчины, юбка с разрезом для женщины) и даже салат-танго. Из Парижа танго и разошлось по всему миру - в Лондон, Нью-Йорк, Германию и Россию, хотя не беспрепятственно. Папа Пий Х высказался против нового танца, австрийский император запретил солдатам танцевать его в военной форме, а английская королева заявила, что отказывается танцевать "это". Но в 1914 году пара румын, учеников аргентинца Казимира Аина, станцевали танго в Ватикане, и Папа снял таки свой запрет.
В России тоже было свое танго. Танго стало очень популярным в Петербурге в начале ХХ века, хотя его танцевание было официально запрещено. В 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о "вошедшем в большое распространение танце под названием танго". И если вспомнить, судьбу танго в свое время разделяли и вальс, и мазурка, и полька. И в 20-30-е годы в советской России оно также было под запретом как танец "упадочной" буржуазной культуры. Запрещать запрещали, но танго становилось все более любимо. Из рук в руки передавались заигранные патефонные пластинки с "Кумпарситой" Родригеса, "Брызгами шампанского", "Утомленным солнцем". Звучали сладостные мелодии Оскара Строка, задушевное танго в исполнении Вадима Козина, Петра Лещенко, Константина Сокольского, Александра Вертинского... А затем танго военного времени и танго из отечественных кинофильмов. Это было русское танго.
Совсем недавно к танго относились как к ретро танцу, культуре и стилю, который давно отжил свой золотой век. Но сегодня танго вновь возвращается к нам в начале нового века в том исконном стиле, как его танцевали и танцуют в Аргентине. Это новая волна тангомании. Это новое направление неоромантизма, когда мужчина и женщина заново открывают очарование и удовольствие от танца вдвоем. Аргентинское танго танцуют во всем мире.
Танго завораживает каждого, кто к нему прикоснется.



В Аргентине установят памятник танго
Впервые в мире в Аргентине появится памятник музыкальному жанру. Как передает РИА "Новости", идея отметить памятником танго принадлежит журналисту Рубену Реале, ведущему популярной радиопередачи "Танго навсегда". Ее сразу поддержали полтора десятка различных организаций, образовавших Комитет за установку памятника танго.
Комитету помогает и секретариат культуры Буэнос-Айреса, и столичный секретариат по туризму, и государственные радио- и телестанции. На проект памятника будет объявлен открытый конкурс, а его результаты обсудит специально созданное жюри, в которое войдут известные деятели культуры.
Комитет собирается начать кампанию по сбору средств от частных лиц и организаций под девизом: "Одно песо на танго". Кроме того, состоится серия выступлений лучших исполнителей танго, певцов и музыкантов, весь сбор от которых пойдет на установку памятника. Во всяком случае, в Аргентине ни у кого нет сомнений, что несмотря на кризис, на памятник танго в стране средства непременно найдутся.
Танго можно справедливо назвать азбукой страсти. Любопытно, что в Аргентине эту науку сегодня преподают в университетах. Чувственными па не брезгует даже профессура. А согласно недавнему решению Министерства культуры танго включено в школьную программу как народный танец и обучать ему будут с 8 лет.
Интересно, что в первоначальном варианте танго танцуют двое мужчин, как правило, с криминальным прошлым и темным настоящим.
В аргентинской столице Буэнос-Айресе в очередной раз будет звучать танго. Там открылся восьмой международный фестиваль гитаристов, в котором примут участие 170 музыкантов из 15 стран мира.
За 12 дней фестиваля гитаристы дадут по всей стране 216 концертов, на которых прозвучит классическая и фольклорная музыка, танго, фламенко и джаз. По словам художественного руководителя фестиваля, известного аргентинского гитариста Хуана Фалу, "концерты - это возможность для зрелого и молодого поколения продемонстрировать свое мастерство без ограничений по стилистике".
Среди приехавших в Аргентину корифеев гитарной музыки - Карлос Барбоса Лима из Бразилии, Карло Доменикони из Италии и Чаадаш Устунташ из Турции - музыканты, известные в своих странах глубиной исполнения и блестящей техникой. По словам Фалу, культурное мероприятие не омрачил экономический кризис, который переживает страна. Несмотря на снижение гонораров, никто из зарубежных виртуозов не отказаля от участия в фестивале.

Использованы материалы с сайта http://www.elalmadeltango.ru/


Аргентинское танго. Эта история началась в Аргентине. Говорят, что вначале танго танцевали негры, бывшие рабы, жившие в Аргентине. Этот танец сопровождался ритмами барабанов. В конце 19 века аргентинский портовый город Буэнос-Айрес стал необычайно популярным среди эмигрантов. Из разных стран Европы приехали сюда люди в поисках лучшей жизни. Эти люди привезли с собой различные музыкальные инструменты из своих родных стран: скрипки, гитары, флейты, и конечно они несли в себе музыкальные традиции своих стран. И вот в Буэнос-Айресе, как смешение различных культур и направлений в музыке формируется и развивается неизвестный ранее танец - танго. Сначала он был веселым, легким, временами даже вульгарным. Долгое время он оставалось музыкой и танцем низших слоев общества. Средний и высший классы его не признавали. В те времена танго танцевали в тавернах, во дворах бараков, в публичных домах и просто на улицах в беднейших кварталах города


Корни танго - танца и музыки
Флейта и гитара завоевывают "верхний город"
Откуда пришло танго? О происхождении танца, музыки и самого слова "танго" спорят самые фантастические теории, простирающиеся вплоть до страны восходящего солнца. Эдуардо С. Кастилльо полагает, что слово "танго" - японское, так как сам танец был якобы изобретен японцами, жившими на Кубе. Даже при том, что мы понимаем, что эта теория слишком далека от того, чтобы быть реальной, и не столь отдаленные истории происхождения танго не могут считаться более надежными и остаются до сегодняшнего дня предметом ожесточенных дискуссий.
Спорят уже о том, откуда происходит слово "танго". Некоторые считают, что в его основе- латинский глагол "tangere" - касаться, другие считают его произошедшим от испанского слова "tambor" - барабан - через промежуточный этап - "tambo" или "tango" к "tango". Более вероятной представляется теория, опубликованная Винсенте Росси в 1926 году в его книге "Cosas de negros"(Дела Черных). Росси первым указал на то, что слово "танго" может происходить из одного из африканских диалектов.
Его предположение представляется тем более вероятным, что Буэнос Айрес и Монтевидео в течение многих лет являлись важными перевалочными пунктами работорговли. Рикардо Родригес Молас, еще один танго- исследователь, подтвердил тезис Росси в своих этимологических исследованиях, доказывая африканское происхождение слова "танго". Спор ведется собственно о том, что послужило основой: конголезский танец "ланго", бог нигерийского племени йоруба "шанго" или слово народности "Банту" "тамгу", означающее танец вообще. По Моласу "танго" происходит из Конго, где означает "закрытое место" , "круг". Позднее этим ловом стали называть места, где собирали рабов перед погрузкой на корабль.
Но Росси пошел дальше: не только слово, но и танец обязан своим происхождением афрокреолам, жившим в Буэнос Айресе и Монтевидео, где он возник на танцевальных вечеринках черных, "Sociedades de negros". Один из современников, называющий себя "старый тангер", писавший о происхождении танца "танго" в журнале "Критика" в 1913 году, поддерживает версию Росси и описывает становление танго из африканского танца кандомбэ.
"На карнавал собирались негры квартала Мондонго, шли по улицам и часами танцевали под монотонные звуки кандомбэ" . "Кандомбэ" было ритуальным танцем, объединяющим в себе элементы религий банту и католицизма. Танцоры выстраивались в ряды и шли навстречу друг другу. Переход состоял из пяти хореографически определенных сцен, которые исполнялись не парами, а как групповой танец. Так как во время праздников черных дело часто доходило до кровавых драк, эти мероприятия были вскоре запрещены администрацией. Таким образом, танцевальные вечеринки черных стали проходить, как сообщает "старый тангер", в закрытых помещениях. "Создавались танцевальные залы, в которых постепенно развивалось танго, еще очень сильно отличающееся от своего современного вида. Пары танцевали без близких объятий, танцоры в такт расходились друг с другом и имитировали жесты первоначального кандомбэ. Этот новый танец переняли "компадриты", живущие в пригородах и принесли его в салуны, где до сих пор танцевали лишь традиционную милонгу."
С созданием первых "Sociedades de negros" в Буэнос Айресе и Монтевидео словом "танго" стали называть и собственно эти общества и их танцевальные вечеринки. В Буэнос Айресе уже в 1821 году упоминалось "Casa de Tango de Bayle". То, что играли на этих танцевальных вечеринках, имело мало общего с той музыкой, которая распространилась в эмигрантских кругах на Рио де ла Плата с середины 19 века. В портах Буэнос Айреса и Монтевидео различнейшие культуры слились в одну новую, с которой и идентифицировали себя новые поселенцы: танго.
При сравнении танго с кандомбэ, музыкой черного населения Буэнос Айреса, уже по используемым инструментам видно, как мало общего у этих музыкальных стилей.
Ни один из многочисленных ударных инструментов, составляющих основу кандомбэ, никогда не применялся в танго. Танго и кандомбэ объединяет ритмическая формула, которая в принципе лежит в основе всей латиноамериканской музыки, подвергшейся африканскому влиянию, от Уругвая до Кубы. Эта ритмическая формула оказала свое влияние и на три музыкальных стиля, считающиеся непосредственными предшественниками танго: афрокубинскую хабанеру, танго Андалуз и милонгу.
Хабанера, возникшая примерно в 1825 году в пригородах Гаваны, - это и парный танец, и форма песни. С музыкальной точки зрения она представляет собой смесь испанских песенных традиций с ритмическим наследием черных рабов. В результате постоянных контактов между колонией и метрополией хабанера проникла в Испанское королевство и примерно в 1850-тые годы стала популярна во всей стране в основном благодаря народным театрам. На Рио де ла Плата хабанера пришла из Парижа. После того, как она стала салонным танцем в Париже, ее с восторгом приняли аристократические круги Рио де ла Плата, повторявшие все, что было в моде во Франции.
В портовых тавернах Буэнос Айреса и Монтевидео хабанеру распространяли кубинские матросы. Она моментально стала конкурентной с самыми модными танцами той эпохи, с мазуркой, полькой, вальсом. Она также пользовалась большой популярностью в народном театре в форме песенных куплетов. Ритмическая базовая структура хабанеры состоит из двухчетвертного такта, который в свою очередь составлен из одн6ой ударной восьмой, одной шестнадцатой и двух следующих восьмых. *
(*Если данное описание ритма хабанеры не очень понятно, вспомните первые такты хабанеры из всемирно известно оперы Бизе "Кармен" - "Любовь дитя, дитя свободы…")
Этот ритм хабанера передала танго Андалуз и милонге. Так как эти три музыкальных стиля отличаются друг от друга только мелодически, публика и композиторы часто путали их уже в то время.
Танго Андалуз, возникшее примерно в 1850 годы в Кадисе, относится к классическим формам фламенко и исполняется в сопровождении гитары. Это как песенная форма, так и танец, который исполнялся вначале только женщиной, впоследствии одной или несколькими парами, причем партнеры не прикасались друг к другу. Однако в Аргентину танго Андалуз пришло не в качестве танца. Здесь оно использовалось только как песня или куплеты народного театра.
Милонга, креольская предшественница танго, является уже сама по себе "частью культурной истории" , причем о первоначальном значении этого слова также нет единого мнения. Дитер Райхардт считает, что это слово является множественным числом слова mulonga ("слово") языка Кимбунду. В то время как у негритянского населения Бразилии сохранилось первоначальное значение слова milonga - "слова", "разговор", в Уругвае "милонга" означала "городское пение" (payada pueblera) в отличие от песен сельского населения, просто payada. В Буэнос Айресе и его окрестностях milonga в 1870 -ые годы означала "праздник" или "танцы", а также место их проведения, и одновременно "беспорядочную смесь". В этом значении это слово употребляется в эпосе Мартина Фиерро. Вскоре после этого это слово стали употреблять для обозначения особой танцевально- песенной формы, к которой добавились milonguera - танцовщица в увеселительных заведениях и milonguita - женщина, работающая в кабаре, со склонностью к алкоголю и наркотикам."
В это время милонга была интересна как танцевально- песенная форма. Сельская милонга была очень медленной и служила музыкальным сопровождением песен. Городской вариант был намного быстрее, более подвижным, его играли и соответственно танцевали более ритмично. Если говорить о ритмических элементах, то в милонге наиболее ощутимы лишь элементы африканской кандомбэ. Более очевидна родственная связь с музыкой народных певцов пампы. В то время как танго представляет собой более стилизованную городскую музыку, оставившую позади свое фольклористическое наследие не позднее чем в 20-ые годы, милонга несет в себе многочисленные черты народной музыки Аргентины. Вентура Р. Линч еще в 1883 году указывал на сходство милоги и песен гаучо. Пение гаучо сопровождается ритмами милонги, причем его мелодическая структура по простоте приближается к речитативу. Танцевали под милонгу прежде всего в пригородах на танцевальных балах "компадритов". Линч подтверждает слова своего упомянутого выше современника, называющего себя "старый тангер" : "Милонгу танцуют лишь компадриты в городах, пародируя таким образом танцы негров в их тавернах."
Милонга, хабанера и танго Андалуз занимали существенное место в репертуаре трио, гастролировавших в 1880-ые годы в районе Буэнос Айреса. Эти музыканты были почти сплошь самоучками, игравшими на флейтах, скрипках и арфе на танцах в рабочих кварталах, закусочных и борделях пригородов. Арфа часто заменялась мандолиной, аккордеоном или просто гребнем и впоследствии была полностью вытеснена гитарой, которая со времен конкисты играла важнейшую роль прежде всего в сельской местности как национальный инструмент гаучо и паядоров. Вскоре гитарист стал определять гармоническую основу, на которой импровизировали скрипач и флейтист. Мало кто из тогдашних музыкантов мог читать ноты. Все играли по слуху и изобретали каждый вечер новые мелодии. То, что нравилось, часто повторяли, пока не возникало своеобразное музыкальное произведение. Но так как эти мелодии не записывались, на сегодняшний день не известно, как они в точности звучали.
Репертуар таких групп был более чем пестрым. Они играли вальсы, мазурки, милонги, хабанеры, андалузское танго и в кокой-то момент первое аргентинское танго. Сегодня невозможно сказать, какое трио в какой забегаловке города сыграло первое наиболее чистое танго. Переходы между хабанерой, милонгой и андалузским танго были так незаметны, что их часто путали.
Возникновение танго можно более-менее точно проследить с того момента, когда музыканты, играющие для танцоров, могли читать ноты и, таким образом, записывать исполняемую ими музыку. Это были прежде всего пианисты, играющие в элегантных салонах, где имелось пианино. Пианисты играли здесь в большинстве случаев в одиночку. Они имели, как правило, музыкальное образование в отличие от своих анонимных коллег из трио, играющих в пригородах. Они обменивались нотами, создавали свой стиль и - что наиболее важно - записывали свои композиции.
Самые ранние записанные танго- композиции пришли к нам от одного из известнейших композиторов того времени, Розендо Мендисабаля. Днем Розендо Мендисабаль обучал игре на фортепиано девушек из знатных семей, а вечером встречал из братьев в таких увеселительных заведениях как "Мария ла Васка" и "Лаура", и играл танго, пока молодые люди из хороших семей развлекались с милонгитами пригорода.
Одним из известнейших заведений того времени было кафе- ресторан, открытый немцем Хуаном Хансеном в 1877 году в городском районе Палермо "Lo de Hansen" (" У Хансена"). - некий гибрид ресторана и борделя. Здесь можно было отведать деликатесов на открытом воздухе с видом на Рио де ла Плата и затем потанцевать в укромных местах, скрытых от посторонних взглядов.
Танго, или то, что понималось под этим в то время, играли в самых разных местах, на улицах, во дворах рабочих кварталов и во многих заведениях, от "танцевальных залов до борделей: "ромериях", "карпасах", "байлонгах", "трингетах", "академиях" и др. Более точно выделить места, где играли танго, затруднительно - в лучшем случае они отличались друг от друга своей близостью к борделю. Хосе Гобелло цитирует описание некой "академии" 1910 года: "Академия представляла собой просто кафе, где обслуживали женщины и где играла шарманка. Там можно было выпить и потанцевать между двумя стаканами с обслуживающими женщинами." Женщины в этом заведении, как пишет далее современник, не были проститутками, но в целом это был лишь вопрос времени и - в более трудных случаях - большей суммы денег - если у клиента было такое желание.
Шарманка была в то время одним из важнейших инструментов распространения молодой музыки танго. Итальянцы проходили с ней по улицам центра города и дворам рабочих кварталов. Семьи переселенцев танцевали на по воскресеньям своих праздниках между вальсом и мазуркой раз-другой и танго, пусть без сложных фигур, принятых у "приличных людей". Итальянская шарманка упоминается в аргентинском национальном эпосе "Мартин Фиерро". Танго "El ultimo organito" и "Organito de la tarde" упоминаются как "Голос окраин".
Во всех этих местах в то время можно было слышать танго. Классическим ранним танго было, например, "El entrerriano", написанное Розендо Мендисабалем в 1897 году. К сожалению, не сохранилось записей того, как Розендо Мендисабаль и его коллеги интерпретировали "Tangos para piano". Однако опубликованные партитуры двют представление о том, как радостно и энергично должна была звучать эта музыка.
Только с появлением бандониона танго приобрело тот меланхолический характер, с которым и до сих пор ассоциируется музыка Рио де ла Плата.
Арне Биркеншток и Хелена Рюгг
© www.tangostudio.ru
Сумерки и ночи Буэнос-Айреса
"Танго - это прямое выражение того, что поэты часто стараются выразить в словах: вера в то, что борьба может быть радостью."
"Танго дает двум людям ощущение того, что они - одно целое."
"Как все подлинное, танго таит в себе секрет. Музыкальные словари единодушно дают ему краткое и "исчерпывающее" определение, звучащее элементарно просто и не сулящее никаких осложнений. Однако если, доверившись ему, французский или испанский композитор напишет по всем правилам "свое" танго, то с изумлением отметит, что сотворил нечто такое, что не распознается нашим слухом, не воспринимается нашей памятью и отвергается нашим телом... Похоже, что без сумерек и ночей Буэнос-Айреса создать настоящее танго невозможно. "
Хорхе Луис Борхес
Стихийные искания
1880-1911
В конце XIX века в столицу Аргентинской Республики Буэнос-Айрес идет мощный поток эмигрантов из Европы на поиски денег. Они селятся в предместьях портового города, смешиваясь с беглыми матросами и каторжанами. Вместе этот пестрый люд и составляет население окраины города, так называемую "орилью", которая противопоставляет себя благополучным центральным кварталам. Самым "представительным" заведением "орильи" становится притон, где всем руководят и заправляют содержательница заведения - мадам и сутенер. Отвергнутая обществом окраина все больше начинает замыкаться в себе: у нее появляется свой язык, своя манера держаться, одеваться, своя музыка и танец - танго. Танго, откровенное и дерзкое, все смелее утверждает себя как вызов окраины центральным кварталам города, как оружие, которым можно атаковать этот враждебный город с его псевдоценностями.
Истоки появления аргентинского танго окружены противоречиями. В том виде, в каком оно появляется в портовых притонах и тавернах, танго представляет собой странный сплав сразу нескольких танцевальных форм: испанской хабанеры, андалузского фанданго и креольской милонги. Не обходится и без влияния негритянского кандомбе - ведь недаром само слово "танго", по многим версиям, происходит от "тамбо" - африканского барабана, под который исполнялись ритуальные пляски. У хабанеры этот танец взял сомнамбулическое слияние тел, у милонги - прихотливое переплетение ног, у фанданго - ослепительное головокружение и, наконец, у кандомбе - двойной притоп, вторивший ударам африканского барабана.
Житель "орильи" обучался движениям танго у сутенера. Вначале мужчины танцевали поодиночке или друг с другом, убивая таким образом время ожидания "своей очереди" в домах свиданий. Но танго это еще было и музыкой, звучащей в маленьких кафе, которые держали, как правило, женщины, и в пивных барах, куда доступ был открыт только мужчинам.
Позже и женщины в притонах приобщились к танго, и танцевали его с клиентами, среди которых все чаще стали появляться горожане, тайком прокравшиеся в злачную "орилью".
В ту пору танго не имело строгих правил, его ритмика и форма были еще очень расплывчатыми. Состав оркестра тоже был неопределенным: в окраинных кафе это чаще всего были скрипка, флейта и арфа (которую позже заменила гитара), а в салонах притонов -скрипка, флейта и фортепиано. Что же касается разновидности гармони бандонеона, по имени изобретшего его немца Генриха Банда, то этот инструмент, завезенный в Аргентину матросами, появляется в танговых ансамблях только в начале XX века и сразу занимает доминирующее положение. Его надтреснутый тембр как нельзя лучше передает суть этого танца.
Пока еще танго исполнялось без пения и слов. Случалось, правда, что слова возникали стихийно, но их содержание было непристойным.
Зарождающийся танец, с одной стороны, представлял собой некий эротический рисунок, а с другой - в его хореографии присутствовало изображение дуэли, своеобразного состязания между претендентами на благосклонность женщины. Бывало, что итогом таких состязаний становилась реальная смерть одного из танцоров-мужчин от удара ножом, нанесенного его темпераментным и заносчивым соперником. Словом, танго все больше превращалось в танцевальный ритуал, где прославлялись как сексуальность, так и бойцовская сила.
Время славы и канонов
1912-1930
После того как в Аргентине ввели всеобщее избирательное право, началась быстрая социальная интеграция низших слоев населения. Процесс сопровождается выходом окраинной культуры из привычного гетто. Танго приобретает более строгую форму, превращается в явление эстетическое. В 1911 году в Париж попадают ноты и тексты танго Энрике Сабаридо "Ла Морочча". Песня-танец производит здесь настоящий фурор. Танго танцуют в аристократических салонах Англии, Испании и России. Европейское признание придает ему печать пристойности и благородства. Аргентинскому высшему обществу ничего не остается, как последовать примеру Старого Света.
Когда в 1919 году в Аргентине был принят закон, запрещающий публичные дома, танго стали танцевать в ночных кабаре, пришедших на смену портовым притонам. Публика, которой было не по карману развлекаться в ночных кабаре, ходила слушать танго в городские кафе и народные театры.v
В это время появляется понятие "музыкант-тангист" - человек, соединивший в одном лице исполнителя танго и профессионального композитора. Поэзия танго тоже становится самостоятельным стихотворным жанром.
Затмение
1930-1939
Военный переворот 1930 года кладет конец 18-летнему периоду относительной свободы и демократии в Аргентине. У народа было отобрано избирательное право, и танго, как "глас народный", тоже было вынуждено смолкнуть. Но зато историки, социологи и музыковеды начали изучать эту музыку: появились первые посвященные танго научные статьи, трактаты и эссе.
Возрождение
1940-1955
В самом конце тридцатых годов на политическую арену Аргентины вновь врывается беднота. Свое возвращение к активной общественной жизни простое население отмечало по-своему: устраивало на огромных площадях танцевальные действия. Как это уже случалось в прошлом, аргентинцы внедряют танго в свою повседневность. После десятилетнего простоя начали возвращаться старые музыканты и появляться новые тангисты. Пришедший к власти в 1946 году Хуан Перон всячески поощрял народную массовую культуру, в том числе и танго, для которого наступили дни небывалого подъема. Однако уже шесть лет спустя после смерти жены Хуана, легендарной Эвы Перон, начался очередной кризис аргентинского танго. Нашествие американских фильмов и музыки, мода на рок-н-ролл - все это окончательно разделяет танцующую пару, разводит в разные стороны мужчину и женщину.
Танго на театральных подмостках
1980-2000
Последнее десятилетие, кажется, разбудило самый большой интерес к аргентинскому танго во всем мире. Танго-клубы появились в самых невероятных местах. В Лондоне вы можете танцевать танго каждый вечер; в маленьких городках Голландии, Германии и даже Финляндии вечера танго проводятся ночь за ночью, вечер за вечером... Танго-шоу играют на сценах Бродвея, в Париже, Лондоне, Берлине и Токио. Но почему?
Народные танцевальные формы появляются от физического желания нации создать язык, на котором люди могут говорить друг с другом без слов. Но, начиная с шестидесятых, большая часть народного танца в западной культуре была основана на активности личной. Люди делали свое дело вне зависимости от правил и нужд другого. В течение последнего десятилетия началось огромное возрождение интереса к танцу бальному, общему: вальсу, квикстепу, таким латинским танцам, как салса, румба и т.д.
Аргентинское танго занимает отдельную нишу в парном танце. Здесь тела ближе, намного ближе, чем в любой другой танцевальной форме. Здесь ноги движутся быстрее и эмоциональнее по сравнению с любым другим танцем. Здесь гармонично сочетаются комбинация чувствительного, медитативного и расслабляющего контакта верхней и нижней частей тела, похожее на искусство движение нижнего тела, которое и дает этому танцу уникальность. Здесь добавляется и смешение меланхолии, страдания, тоски, экзальтации и душещипательной красоты (особенно по сравнению с кичливостью бальной музыки) в мелодии. И вы получаете ингредиенты, которые составляют больше, чем просто сумасшествие. Вы получаете благородное искусство, которое может выразить самые глубокие чувства, испытываемые людьми к жизни, к друг другу, к природе и к самому существованию.
В восьмидесятые годы танго вышло на большую сцену. Зритель увидел и театрализованную версию этого танца. На сцене пара начала танцевать дальше друг от друга, и движения в танце стали более атлетичными, балетными и показательными. Так танго разделилось на два вида: сценичный и более близкий, интимный танец, который все еще танцевали в барах Буэнос-Айреса, и который был частью жизни аргентинцев. Начались бурные дебаты на тему, какой из этих танцев - "настоящий". На это повлиял и Астор Пьяцолла, который создал "современное" танго, собиравшее бесчисленное количество зрителей по всему миру. С приходом нового тысячелетия танго опять переживает возрождение и остается той музыкальной формой, которая соединяет в себе мелодичность, лиричность, красоту и безошибочный, ритмичный драйв. Страстный, чувствительный и медитативный, меланхоличный и веселый, этот аргентинский танец - универсален. Именно танго дает двум людям ощущение того, что они одно целое.
Новое танго Астора Пьяцоллы
2000-2001
Искусство Астора Пьяцоллы пришло к нам в то же время, что и искусство Неруды, Маркеса, Льосы, Борхеса и других латиноамериканских голосов, которые начали менять наши стандартные взгляды на жизнь. Их работы шокировали своим смешением жестокости, магии, чувственности и человеческой искренности. Энергия их экспрессивного мира, эмоциональная насыщенность, кристаллическая видимость человеческого, юмор по отношению к экономическим и политическим баталиям шокировала читателей. В музыкальном мире открытие Пьяцоллы стало как бы открытием какого-то экзотичного и опасного наркотика, который одновременно может привести и к экстазу, и к упадку. Нам открылся редкий музыкальный ум, который может поднять такую простую музыкальную форму, как танго до слишком насыщенного чувствами движка. Ощущение, которое мы получаем, слушая это танго, это идеальный, искренний звук, который так же сильно отображает воздух Буэнос-Айреса, как музыка Чайковского - Москву. Чем больше времени человек проводит с его музыкой, тем больше она его меняет. Потерянное, спонтанное танго неожиданно переходит в простую, упорядоченную мелодию или эротичный лиризм. К тому же музыка Пьяцоллы основана на трагизме. В то время, когда современная музыка наполнена коммерционизмом и формализмом, его танго разговаривают с нами искренними чувствами автора. Эти чувства идут к нам из немецкой, испанской, еврейской, итальянской культур. Это действительно мультикультура, это открытие открытий: неожиданное и гениальное.
Астор Пьяцолла родился 11 марта 1921 года в Аргентине, но провел свое детство и юность в Нью-Йорке, где жил до 1937 года. Когда ему исполнилось восемь лет, отец отвел Пьяцоллу на уроки бандонеона. К тому же маленький Астор брал уроки фортепиано, а позже учился композиции у Беллы Вильды, Нади Булангер и др. Когда он вернулся в Аргентину, то начал играть в известном танго-оркестре Анибалла Тройло до тех пор, пока не появился его легендарный Октет Буэнос-Айреса. Пьяцолла написал сотни произведений, но с точки зрения музыкального анализа очень трудно определить его стиль, хотя он и тесно связан с традиционным аргентинским танго. Его музыка - это синтетическое смешение разных стилей, его "Новое танго" - это музыкальный остров, к которому можно подплыть с разных сторон: классической музыки, современной концертной музыки и джаза. Для фанатов старого аргентинского танго, которые жаловались на то, что он разрушает эту музыку, Пьяцолла вел себя как еретик: его музыку критиковали и бойкотировали, потому что в Аргентине танго равносильно религии, в которую Пьяцолла привносил новые идеи. Несмотря на это, он создал уникальный, выразительный стиль музыки XX века, который одновременно совмещает в себе драматизм и страсть, лирику и меланхолию, а также поэтику. Если традиционное танго нашло свой путь в Аргентине благодаря эмигрантам из Европы, то "Новое танго" сказало "прощай" Южной Америке и вернулось в Европу и другие страны мира. Астор Пьяцолла сочинял и аранжировал музыку, используя комбинацию разных инструментов. Но все-таки душой его музыки остается магический тембр бандонеона.
В 1970-80 годах Астор стал известен всему миру. Великий тангист провел последние годы своей жизни, работая с симфоническими оркестрами и струнными квартетами. В 1990 году Пьяцолла дал свои два последних концерта на фестивале в Финляндии. Это было перед тем, как он серьезно заболел. Астор Пьяцолла умер в Буэнос-Айресе 4 июля 1992 года.

© Журнал "Планета Диаспор" 

Предмети > Хореографія > Хореографія 8 клас > Пізнавльний урок > Пізнавльний урок. Реферати