Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 10 класс>>Русский язык: Урок развития речи. Выборочный пересказ текста с использованием вербального выражения членения текста; оценивание его содержания
ТВОРЧЕСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ 1. Вам, наверное, приходилось вести дневник. А может, вы ведёте его в настоящее время? Обычно пишут по двум причинам: 1) хотят «выплеснуть» полноту своих чувств, выйти из состояния душевного дискомфорта; 2) анализируют события дня, чтобы «выверить шаг»; фиксируют наиболее яркие впечатления; размышляют над увиденным и услышанным. А что побуждает вас обращаться к этой форме записей? 2. Прочитайте отрывки из дневниковых записей. Какие проблемы поднимают в них авторы? Продолжите письменно рассуждение по одной из проблем, предварительно воспроизведя по памяти содержание исходного текста. 1. Все лучшие, известные писатели знамениты тем, что говорили правду. Ни больше, ни меньше — только правду. В 20-м веке этого достаточно, чтобы прославиться. Ложь стала естественной, как воздух. Правда сделалась исключительной, парадоксальной, остроумной, таинственной, поэтической, из-ряда вон выходящей. Говорите правду, и вы будете оригинальны. (А. Вампилов. Из записных книжек.) 2. 29 января 1939 года. Показывал Ксюше процесс проявления, и она повторяла: «Это чудо!» И правда, это было действительно чудо, закрытое для большинства людей вредным объяснением действия света на бромистое серебро. Конечно, полезно и хорошо всем бы знать действие света, но вредно было и прямо убийственно для жизни, что при объяснении бессознательно... внушалось: раз оно так просто объясняется, то нет никакого чуда и вообще нет ничего тут удивительного... Я вступаю в борьбу с таким объяснением и вместо этого, чтобы вернуть удивление людям, даю свою сказку. Удивление лежит в природе человека, и оно соединяет природу человека и природу мира в единство: там в мире что-то происходит, а человек удивляется, думает и создаёт своё. (М. Пришвин. Дневники.) 3. 24 декабря 1988 года. Так долго не писала; трудно было последнее время писать искренно. Одну минуту любила одно, желала другого, другую мечтала совсем об обратном, и то мне казалось диким и невозможным. От того так мучительно. И всё, что я передумала и перечувствовала за это время, совершенно для меня бесплодно. Я не поумнела, напротив, запуталась и устала страшно. Жить надо каждый день и надо быть счастливой. Ведь счастье же есть?.. (Т. Сухотина-Толстая. Дневник.) 3. Прочитайте текст. Согласны ли вы с мнением автора, что новичку в городе интересно увидеть этот город глазами местного жителя и что старожил откроет для себя много нового. Попробуйте, пересказав письменно данный текст, рассказать о родных местах или родном городе так, будто вы открываете его для своего спутника, а заодно и для себя. При составлении собственного высказывания постарайтесь выдержать авторскую манеру письма. Ищите себе спутника в каждом городе, иначе новые места произведут впечатление утомительного музея. Спутник должен быть из местных жителей. Он окунёт вас с головой в незнакомую жизнь. Он будет невольно хвастаться своим городом, хотя и ругнёт его грязной дырой. Но таково свойство старожилов. В присутствии новичков очертевшие места открывают перед ним свою подлинную сущность, играют новыми красками. Мир любопытнейших вещей неожиданно раскрывается перед изумлёнными глазами... (К. Паустовский.) 4. Прочитайте тексты. Какова основная мысль каждого из них? К какой проблеме, поднятой в высказывании, вы хотели бы определить своё отношение и выразить его в сочинении-рассуждении, продолжая исходный текст? Попросите кого-нибудь из близких прочитать вслух этот текст; после чтения передайте его содержание, а затем составьте продолжение. 1. И ПРАХОМ СВОИМ В густом тонкостволом осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок всё-таки поблёскивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами ёлочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост. Тот, кто не растёт, умирает! — таков закон жизни. Этим ёлочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти, но нельзя выжить. Я сел возле пенька и заметил, что одна из ёлочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов. Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял её и улыбнулся: «вот оно в чём дело!» Эта ёлочка устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание. Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя. И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни. Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошёл войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели ещё и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, — я думаю о ёлочке, которая растёт в лесу на пне. (По В. Астафьеву.) 2. ДОБРО И ЗЛО Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Захромает какая — весь свет внаклон. Это только в детских глазах мир выглядит как чудесный подарок, сияющий солнцем и наполненный людским доброжелательством. Чем дальше от рождения, тем больше поднимающееся солнце высвечивает его расстроенность и разнобой. Ни в какие времена люди не приближались, вероятно, к подавляющей добросклонности и всегда на одного склонного приходилось двое-трое уклонных. Но добро и зло отличались, имели собственный чёткий образ. Не говорили: зло — это обратная сторона добра с тем же самым лицом, косящим не вправо, а влево, а считалось, что зло — это ещё не обращенная, вроде язычества, в лучшую нравственную религию сила... Если бы удалось между добром и злом провести черту, то вышло бы, что часть людей эту черту переступила, а часть ещё нет, но все направлены в одну сторону — к добру. И с каждым поколением число переступивших увеличивается. Что затем произошло, понять нельзя. Кто напугал их, уже переступивших черту и вкусивших добра, почему они повернули назад? Движение через черту сделалось двусторонним, люди принялись прогуливаться туда и обратно, по-приятельски пристраиваясь то к одной компании, то к другой, и растёрли, затоптали разделяющую границу. Добро и зло перемешались. Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло — в силу. Что такое теперь хороший или плохой человек? А ничего. Устаревшие слова, оставшиеся в языке как воспоминание о дедовских временах, когда с простотой и наивностью человека оценивали по его душевным жестам, по способности или неспособности чувствовать, как своё собственное, чужое страдание. В житейской же практике уже тот ныне хороший человек, кто не делает зла, кто без спросу ни во что не вмешивается и ничему не мешает. Не естественная склонность к добру стала мерилом хорошего человека, а избранное удобное положение между добром и злом, постоянная и уравновешенная температура души. «Хата с краю» с окнами на две стороны перебралась в центр. Что прежде творилось по неразумению, сделалось искусом просвещённого ума. От чего веками уходили, к тому и пришли. (В. Распутин.)
Н.А. Пашковская, В.А. Корсаков, Русский язык, 10-11 класс
Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: