|
|
Строка 3: |
Строка 3: |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Технология|Технология]]>>[[Технология 7 класс|Технология 7 класс]]>> Басма ''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Технология|Технология]]>>[[Технология 7 класс|Технология 7 класс]]>> Басма ''' |
| | | |
- | | + | <br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''' 28. Басма'''<br><br>Басма (в переводе с тюркского — "отпечаток") — это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания (рис. 89). | + | ''' 28. Басма'''<br><br>Басма (в переводе с тюркского — "отпечаток") — это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания (рис. 89). |
| | | |
- | В данном случае рисунок наносят не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок, а сразу весь целиком. | + | В данном случае рисунок наносят не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок, а сразу весь целиком. |
| | | |
- | В древнерусском искусстве техника басмы зародилась еще в X — XI веках. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т.п. Основу изделия делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное. | + | В древнерусском [[Зарождение_искусства._Художественный_образ_—_основное_средство_отражения_и_познания_мира_в_первобытном_искусстве|искусстве]] [[«Техника_Джайва»|техника]] басмы зародилась еще в X — XI веках. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т.п. Основу изделия делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное. |
| | | |
- | Для тиснения басмы изготавливают басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами без острых краев и выступов. Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1...2 мм. | + | Для тиснения басмы изготавливают басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами без острых краев и выступов. Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота [[Эволюция_греческого_рельефа_от_архаики_до_высокой_классики._Храм_Афины_в_Селинунте._Храм_Зевса_в_Олимпии|рельефа]] не превышает 1...2 мм. |
| | | |
- | Матрицы изготавливают литьем из медных сплавов или из стальных заготовок, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок. Несложный рисунок можно нанести на матрицу фрезерованием концевыми фрезами на фрезерном станке. В настоящее время иногда применяют составные матрицы, в которых элементы рисунка в виде полосок металла прикрепляют к плоскому (стальному или алюминиевому) листу заклепками или винтами.<br><br>[[Image:20.04-29.jpg]]<br> <br>Рис. 89. Фрагмент басмы<br><br>Толщина медных басменных матриц составляет 6...12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной. | + | Матрицы изготавливают литьем из медных сплавов или из стальных заготовок, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок. Несложный рисунок можно нанести на матрицу фрезерованием концевыми фрезами на фрезерном станке. В настоящее время иногда применяют составные матрицы, в которых элементы рисунка в виде полосок металла прикрепляют к плоскому (стальному или алюминиевому) листу заклепками или винтами.<br><br>[[Image:20.04-29.jpg|Фрагмент басмы]]<br> <br>Рис. 89. Фрагмент басмы<br><br>Толщина медных басменных матриц составляет 6...12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной. |
| | | |
- | Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2...0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой. | + | Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2...0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и [[Зачистка_деталей_из_тонколистового_металла_и_проволоки|металлический]] лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой. |
| | | |
- | После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы. | + | После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы. |
| | | |
- | Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше это расхождение. | + | Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше это расхождение. |
| | | |
- | В современных условиях вместо листового свинца часто используют прокладки из твердой резины толщиной 10...15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов. | + | В современных условиях вместо листового свинца часто используют прокладки из твердой резины толщиной 10...15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов. |
| | | |
- | Художественные изделия из металла на ювелирных фабриках и в цехах предприятий, выпускающих подарочные изделия, сувениры и др., изготавливают художники и мастера декоративно-прикладного искусства.<br><br> '''Практическая работа''' | + | Художественные изделия из металла на ювелирных [[Ілюстрації_до_уроку_«Узагальнююче_повторення_з_теми_„Геометрична_фабрика”._Розв’язування_задач»|фабриках]] и в цехах предприятий, выпускающих подарочные изделия, сувениры и др., изготавливают художники и мастера декоративно-прикладного искусства.<br><br> '''Практическая работа''' |
| | | |
- | ''' Изготовление басмы'''<br><br>1. Подготовьте к работе басменные матрицы, изготовленные учащимися старших классов, с изображением эмблемы школы или класса, художественно оформленных накладок на замочную скважину двери и др.<br>2. Применяя описанные выше приемы, изготовьте вручную или с помощью пресса изделия в технике басмы. Продумайте и изобразите в рабочей тетради эскизы басмы, которую вы могли бы изготовить для украшения мебели и других изделий из древесины.<br><br>'''О''' ''Басма, басменная доска, художники и мастера декоративно-прикладного искусства.''<br><br>1. Что такое басма? | + | ''' Изготовление басмы'''<br><br>1. Подготовьте к работе басменные матрицы, изготовленные учащимися старших классов, с изображением эмблемы школы или класса, художественно оформленных накладок на замочную скважину двери и др.<br>2. Применяя описанные выше приемы, изготовьте вручную или с помощью пресса изделия в технике басмы. Продумайте и изобразите в рабочей тетради эскизы басмы, которую вы могли бы изготовить для украшения мебели и других изделий из [[Пороки_древесины|древесины]].<br><br>'''О''' ''Басма, басменная доска, художники и мастера декоративно-прикладного искусства.''<br><br>1. Что такое басма? |
| | | |
- | 2. Для каких изделий применялась басма в Древней Руси? | + | 2. Для каких изделий применялась басма в [[Топографическая_и_временная_символика_храма._Стилистическое_многообразие_крестово-купольных_храмов_Древней_Руси._Собор_Св._Софии_в_Киеве|Древней Руси]]? |
| | | |
| 3. Для какой цели служат басменные доски? Как их изготавливают? | | 3. Для какой цели служат басменные доски? Как их изготавливают? |
Строка 37: |
Строка 37: |
| 5. Назовите последовательность изготовления басмы.<br><br><br><br><br><br><br><br> | | 5. Назовите последовательность изготовления басмы.<br><br><br><br><br><br><br><br> |
| | | |
- | <br> ''Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.: Вентана-Графф, 2003. — 192 е.: ил.'' | + | <br> ''Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., [[Технология_3_класс|Технология]]. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.: Вентана-Графф, 2003. — 192 е.: ил.'' |
| | | |
| <br> <sub>Рефераты, домашняя работа по технологии [[Технология|скачать]], учебники скатать бесплатно, [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]] уроки, вопросы и ответы</sub> | | <br> <sub>Рефераты, домашняя работа по технологии [[Технология|скачать]], учебники скатать бесплатно, [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]] уроки, вопросы и ответы</sub> |
Строка 57: |
Строка 57: |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников |
- |
| + | |
| '''<u>Иллюстрации</u>''' | | '''<u>Иллюстрации</u>''' |
| <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' | | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' |
Строка 79: |
Строка 79: |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми |
- |
| + | |
| '''<u>Только для учителей</u>''' | | '''<u>Только для учителей</u>''' |
| <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' | | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' |
Текущая версия на 15:15, 9 июля 2012
Гипермаркет знаний>>Технология>>Технология 7 класс>> Басма
28. Басма
Басма (в переводе с тюркского — "отпечаток") — это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания (рис. 89).
В данном случае рисунок наносят не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок, а сразу весь целиком.
В древнерусском искусстве техника басмы зародилась еще в X — XI веках. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т.п. Основу изделия делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.
Для тиснения басмы изготавливают басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами без острых краев и выступов. Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1...2 мм.
Матрицы изготавливают литьем из медных сплавов или из стальных заготовок, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок. Несложный рисунок можно нанести на матрицу фрезерованием концевыми фрезами на фрезерном станке. В настоящее время иногда применяют составные матрицы, в которых элементы рисунка в виде полосок металла прикрепляют к плоскому (стальному или алюминиевому) листу заклепками или винтами.
Рис. 89. Фрагмент басмы
Толщина медных басменных матриц составляет 6...12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.
Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2...0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой.
После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.
Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше это расхождение.
В современных условиях вместо листового свинца часто используют прокладки из твердой резины толщиной 10...15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов.
Художественные изделия из металла на ювелирных фабриках и в цехах предприятий, выпускающих подарочные изделия, сувениры и др., изготавливают художники и мастера декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа
Изготовление басмы
1. Подготовьте к работе басменные матрицы, изготовленные учащимися старших классов, с изображением эмблемы школы или класса, художественно оформленных накладок на замочную скважину двери и др. 2. Применяя описанные выше приемы, изготовьте вручную или с помощью пресса изделия в технике басмы. Продумайте и изобразите в рабочей тетради эскизы басмы, которую вы могли бы изготовить для украшения мебели и других изделий из древесины.
О Басма, басменная доска, художники и мастера декоративно-прикладного искусства.
1. Что такое басма?
2. Для каких изделий применялась басма в Древней Руси?
3. Для какой цели служат басменные доски? Как их изготавливают?
4. Почему рельефный рисунок на басменных досках делают не очень высоким?
5. Назовите последовательность изготовления басмы.
Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.: Вентана-Графф, 2003. — 192 е.: ил.
Рефераты, домашняя работа по технологии скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|