Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Топографическая и временная символика храма. Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. Собор Св. Софии в Киеве. Церковь Покрова на Нерли. Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде
УРОК 19 Нартекс, или притвор, как eгo стали называть на Руси,где размещалась крестильная купель, должен напоминать о реке Иордан – месте Крещения 3 Христа. Апсида воспринимается как Вифлеемская пещера 4 , где Иисус родился. Престол в апсиде соотносится с гробом господним и Воскресением 5 Иисуса. Амвон символизирует место распятия – голгофу. Он означает также: гopy Фавор, где произошло Преображение6 господне; камень, с кoтopoгo ангел благовествовал женам-мироносицам7 о Воскресении Христа; склон Елеонской горы, откуда на сороковой день после Воcкpeceния произошло Вознесение Христа. Видение храма как образа Святой земли позволяло верующим совершать символическое паломничество в Палестину, и не исключено, что по этой причине реальные паломничества не играли в религиозной жизни византийцев значительной роли. Наряду с космической и топографической символикой византийский крестово-купольный храм имеет временную cимволику, связанную с христианским календарем. Причем eгo основу составляет периодичность богослужений, а не историческая последовательность событий Священной истории. Христианские праздники повторяются из года в год в установленной последовательности, и поэтому в определенное время тот или иной образ становится объектом поклонения. Скажем, 7 января празднуется Рождество Христово, 19 января – Крещение, или Богоявление, а 15 февраля – Сретение, хотя между рождением Христа и eгo крещением прошло 30 лет, а между Рождеством и Сретением 40 дней. С IX в. сцены праздничного цикла, изображавшиеся по устоявшимся канонам, заняли место на сводах и в «рукавах» главного креста на ypовне втopoгo яруса, образовав красочный замкнутый кpyг. Здесь помещаются сцены Благовещения8 , Рождества Xpиcтoва, Сретения 9, Крещения, Преображениягосподн.я, вocкрешения Лазаря 10 , Входа в Иерусалим 11 , Распятия, Сошествия во aa 12 , Вознесения, Сошествия Святого Духа на апостолов 13 , Успения Вогородицы 14 . 74. Собор Св. Софии. XI в. Киев. Реконструкция. 75. Собор Св. Софии. ХI в.Киев.План Архитектура и декор византийского крестово-купольного храма были заимствованы Древней Русью после ее Крещения в 988 г. Образцом византийского стиля на Руси стал храм Св. Софии в Киеве (ХI в.), построенный, как и храмы в Константинополе, из кирпича. Но увеличенный двумя рядами кклонн в ширину и одним в длину, киевский храм приобрел вид грандиозного крестово-купольного массива с пятью продольными И четырьмя поперечными нефами. Ритуал cpeднeвeкoвoгo pyccкoгo двора, требующий отделить князя и eгo свиту от массы молящихся, обусловил ту же модель организации хоров, что и в Софии Константинопольской. Опоясывая с трех сторон центральное ядро храма – над северными, западными и южными нефами, хоры через тройные арки выходят в светлое пространство храма под куполом, насыщаясь Cвeтом через центральные главы, а также через световые барабаны малых глав над ними. Обилие света и приподнятый тpeмя уступами к рукавам центрального креста свод создают ощущение гигантского cвeтoвoгo столпа, на который как бы нанизывается пространство храма. Вместе с тем отдельные детали свидетельствуют о coxpaнении славянских языческих образов. Столбы храма имеют крестчатую форму, не свойственную византийской архитектуре, и уподобл.яют интерьер Софии Киевской лесу, где ряды древесных стволов охватывают открытую поляну – пространство под куполом. При этом ярко выраженная вертикаль и пирамидальность подкупольного пространства собора coзвучны образу мифологического мирового древа. В славянской мифологии – это райское дерево Вырий с всадниками, зверями, птицами в ветвях. Они встречаются и в декоративном оформлении собора. Также тонко выстроен пирамидальный объем собора Cнaружи. С трех сторон – с запада, севера и юга – к нему примыкают двухэтажные галереи-гульбища, не характерные для византийского зодчества и являющиеся скорее данью народной языческой традиции. Собор увенчан тринадцатью куполами (что также несвойственно византийской строительной традиции), растущими словно на глазах. Нарастание по высоте идет от малых, без световых барабанов главок к главам со cвeтoвыми барабанами над хорами, затем – к высоким куполам над рукавами центрального креста, завершаясь в центральной главе, взмывающей над общим объемом. Вся эта сложная конструкция, гapмонично разрастаясь вширь, ввысь, в длину, создает пирамидальный объем, напоминающий форму погребального кypгaнa – мифологического прообраза мировой горы. 1165. Владимир
Распад Руси в ХII–ХIII вв. на отдельные княжества, постоянно между собой враждующие, обусловил развитие мecтных школ кaмeннoгo зодчества. Наиболее значимой стала владимиро-суздальская школа, к которой относится церковь Покрова 15 на Нерли (1165), построенная владимирским князем Андреем Боголюбским в знак объединения русских земель под эгидой Владимира. главными признаками владимиро-суздальской школы служат белокаменное зодчество и каменный декор на внешних стенах. Церковь представляет собой сложенный из белого камня кубический объем без притвора, с хорами на западе, четырьмя опорами, тремя нефами, тремя апсидами. Изящный одноглавый храм словно через мгновение вознесется над широкой гладью заливных лугов. Иллюзию eгo легкой ycтpeмленности ввысь создают несколько вытянутые пропорции и единый ритм полуциркульных арок, ставших основным архитектурным лейтмотивом. Арки завершают стены, разделенные вертикальными выступами – лопатками – на три части, и образуют три зако,м,ары. Арки повторяются в очертаниях оконных проемов и порталов. Арки, соединяя тонкие колонки, «рисуют. на фасаде аркатурный пояс; такой же пояс обрамляет апсиду и барабан. Дополнительную легкость плотной массе стены придают колонны на лопатках. Церковь Спаса Преображения на Ильине. 1374. Нoвгopoд
Образцом новгородской школы в русском зодчестве, сформировавшейся в период монголо-татарского ига, служит церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде (1374). В соответствии с установившейся традицией одноглавая церковь Спаса построена без притвора, но с папертью – крыльцом перед западным входом. Она имеет четыре опоры, три нефа, одну апсиду и трехлопастное завершение стен, продиктованное климатическими условиями: при частых ливнях и обильных снегопадах крутая кровля была просто необходима. Это повлекло за собой особую организацию внутpeннeгo пространства: столбы, поддерживающие своды, широко расставлены и почти прижаты к стенам. Храм поэтому кажется изнутри выше, а снаружи живописнее благодаря восьмискатной крыше. Несмотря на довольно скромное внешнее оформление, которое ограничено крестами из кирпича, тремя маленькими прорезями в оконном проеме, бровками над окнами и типичным псковско-новгородским орнаментальным поясом на барабане, состоящим из квадратов и треугольников, церковь выглядит нарядно и даже изысканно.
Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008. Материалы по исскуству онлайн, задачи и ответы по классам, планы конспектов уроков по исскуству скачать
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: