KNOWLEDGE HYPERMARKET


Период раннего Средневековья. Русь. Полные уроки
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[История|История]]&gt;&gt;[[Иcтория_10_класс._Полные_уроки|История 10 класс]]&gt;&gt;История: Период раннего Средневековья. Русь. Полные уроки<metakeywords>история, гипермаркет знаний, полные уроки, уроки истории, 9 класс, полные уроки истории, методические разработки, раннее средневековье, русь</metakeywords>'''  
+
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[История|История]]&gt;&gt;[[Иcтория 10 класс. Полные уроки|История 10 класс]]&gt;&gt;История: Период раннего Средневековья. Русь. Полные уроки<metakeywords>история, гипермаркет знаний, полные уроки, уроки истории, 9 класс, полные уроки истории, методические разработки, раннее средневековье, русь</metakeywords>'''  
=== Цель урока  ===
=== Цель урока  ===
-
осветить особенности развития Киевской Руси в период раннего [[Введение._Лики_средневековья|Средневековья]]
+
осветить особенности развития Киевской Руси в период раннего [[Введение. Лики средневековья|Средневековья]]  
=== Задачи урока  ===
=== Задачи урока  ===
Строка 25: Строка 25:
=== Приветствие и мотивация  ===
=== Приветствие и мотивация  ===
-
'''Прием 1.''' Приветствие и объявление темы Здравствуйте, дорогие ученики! Сегодня мы продолжим изучение темы "[[Византия_и_Русь|Византия]] и Русь" тематического блока "Период раннего Средневековья". На этом уроке мы будем изучать Киевскую Русь, особенности ее развития. Запишите тему в свои тетради.  
+
'''Прием 1.''' Приветствие и объявление темы Здравствуйте, дорогие ученики! Сегодня мы продолжим изучение темы "[[Византия и Русь|Византия]] и Русь" тематического блока "Период раннего Средневековья". На этом уроке мы будем изучать Киевскую Русь, особенности ее развития. Запишите тему в свои тетради.  
'''Прием 2.''' Проверка отсутствующих  
'''Прием 2.''' Проверка отсутствующих  
Строка 31: Строка 31:
Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?  
Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?  
-
[[Image:Ist10 polnuroki t16-2.jpg|left|460px|киевская русь]]<br>  
+
[[Image:Ist10 polnuroki t16-2.jpg|center|460px|киевская русь]]<br>  
-
===  ===
+
<br> <br>
-
===  ===
+
<br>
-
===  ===
+
<br>
-
 
+
-
===  ===
+
-
 
+
-
===  ===
+
-
 
+
-
===  ===
+
-
 
+
-
===  ===
+
-
 
+
-
===  ===
+
-
 
+
-
===  ===
+
-
 
+
-
===  ===
+
-
 
+
-
===  ===
+
-
 
+
-
===  ===
+
-
 
+
-
===  ===
+
-
 
+
-
===  ===
+
-
===  ===
 
=== Изучение нового материала  ===
=== Изучение нового материала  ===
Строка 73: Строка 50:
'''Социальная структура''' Киевской Руси в целом совпадала с классическим делением средневекового социума на три группы: духовенство, рыцари и трудящийся люд. Каждая из них совершала собственное предназначение - религиозное, оборонное и хозяйственное. Эти группы взаемодоповнювалы друг другу.  
'''Социальная структура''' Киевской Руси в целом совпадала с классическим делением средневекового социума на три группы: духовенство, рыцари и трудящийся люд. Каждая из них совершала собственное предназначение - религиозное, оборонное и хозяйственное. Эти группы взаемодоповнювалы друг другу.  
-
Однако на Руси духовенство не было так выделено, как в Западной Европе, что было связано с принципами православия. Духовенство и миряне на Востоке Европы находились ближе друг к другу. Здесь священник не стоял над мирянами, а руководил ими изнутри. Это отвечало византийской церковной доктрине и организационной структуре Восточной [[Типы_христианских_храмов:_ротонда_и_базилика._Мозаичный_декор._Христианская_символика._Мавзолей_Констанции_в_Риме|христианской]] церкви, поскольку создана на Руси митрополия подчинялась Константинопольскому патриарху. Митрополиты были преимущественно греками. Лишь дважды ими становились славяне, в частности известный автор "Слова о законе и благодати" Илларион. С созданием Киевской митрополии возникают епархии, сначала в Чернигове, Новгороде, Полоцке, а впоследствии в Переяславе, Белгороде, Владимире на Волыни, Перемышле, Юрьев (ныне Белая Церковь), Ростове, Смоленске, Галиче, Рязани, Холме, Луцке. Епископами были преимущественно местные люди. Занятию епископской кафедры зависело от протекции князя. Со временем церковь приобрела и судебные функции. Он рассматривал дела, связанные с семейно-брачными отношениями, а также судопроизводство над духовными лицами и церковными или монастырскими людьми (крестьянами). Сначала нижнее духовенство формировалось за счет выходцев из балканских стран, которые могли отправлять службу на славянском языке, впоследствии рядовой клир был вполне местного происхождения.  
+
Однако на Руси духовенство не было так выделено, как в Западной Европе, что было связано с принципами православия. Духовенство и миряне на Востоке Европы находились ближе друг к другу. Здесь священник не стоял над мирянами, а руководил ими изнутри. Это отвечало византийской церковной доктрине и организационной структуре Восточной [[Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Мавзолей Констанции в Риме|христианской]] церкви, поскольку создана на Руси митрополия подчинялась Константинопольскому патриарху. Митрополиты были преимущественно греками. Лишь дважды ими становились славяне, в частности известный автор "Слова о законе и благодати" Илларион. С созданием Киевской митрополии возникают епархии, сначала в Чернигове, Новгороде, Полоцке, а впоследствии в Переяславе, Белгороде, Владимире на Волыни, Перемышле, Юрьев (ныне Белая Церковь), Ростове, Смоленске, Галиче, Рязани, Холме, Луцке. Епископами были преимущественно местные люди. Занятию епископской кафедры зависело от протекции князя. Со временем церковь приобрела и судебные функции. Он рассматривал дела, связанные с семейно-брачными отношениями, а также судопроизводство над духовными лицами и церковными или монастырскими людьми (крестьянами). Сначала нижнее духовенство формировалось за счет выходцев из балканских стран, которые могли отправлять службу на славянском языке, впоследствии рядовой клир был вполне местного происхождения.  
[[Image:Ist10 polnuroki t16-3.jpg|Воин Руси]]  
[[Image:Ist10 polnuroki t16-3.jpg|Воин Руси]]  
Строка 95: Строка 72:
Следующими в социальной иерархии были свободные жители сел - смерды, которые жили на общинных землях и были связаны с князем отношениями по принципу "дань за опеку". Они платили налоги и выполняли различные повинности в пользу князя.  
Следующими в социальной иерархии были свободные жители сел - смерды, которые жили на общинных землях и были связаны с князем отношениями по принципу "дань за опеку". Они платили налоги и выполняли различные повинности в пользу князя.  
-
Ниже по статусу были "холопы", "челядь" - [[Рабство_в_эпоху_Поздней_республики|рабы]]. Их использовали как для обработки земли, так и дворцовой прислуги. Они были вещью, которой их хозяин мог свободно распоряжаться. Источниками рабства были плен, долговая кабала, брак с несвободной подобное. Между смердами и холопами существовала группа полусвободных людей - "закупы", "рядовичи", принимавшие в долг деньги, скот, зерно и пока не возвращали его находились в зависимости от кредитора. Из этой группы выделяются "изгои" - рабы, викупилися из неволи, но не смогли найти себе средств пропитания, рабы и закупы, завещанные монастырям, преступники, которым наказание заменили на пожизненную работу в церковном хозяйстве, князья, которые теряли вотчину и другие.  
+
Ниже по статусу были "холопы", "челядь" - [[Рабство в эпоху Поздней республики|рабы]]. Их использовали как для обработки земли, так и дворцовой прислуги. Они были вещью, которой их хозяин мог свободно распоряжаться. Источниками рабства были плен, долговая кабала, брак с несвободной подобное. Между смердами и холопами существовала группа полусвободных людей - "закупы", "рядовичи", принимавшие в долг деньги, скот, зерно и пока не возвращали его находились в зависимости от кредитора. Из этой группы выделяются "изгои" - рабы, викупилися из неволи, но не смогли найти себе средств пропитания, рабы и закупы, завещанные монастырям, преступники, которым наказание заменили на пожизненную работу в церковном хозяйстве, князья, которые теряли вотчину и другие.  
-
'''Политическое устройство.''' Киевская Русь - раннесредневековая монархия. Князь сосредоточивал в своих руках законодательную, исполнительную, военную, административную и судебную власти. Его власть была наследственной. Наряду с единовластием существовала система триумвирата, например, после смерти Ярослава Мудрого правили государством три старших его сына - Изяслав, Святослав, Всеволод. А за споров между ними в 1073 г. образовался дуумвират - правление Святослава и Всеволода. Князь управлял государством при помощи личной дружины, удельных [[Блок-схема_до_теми_«УПЧ_І._Нечуй-Левицький_«Князь_Єремія_Вишневецький»»|князей]], наместников.  
+
'''Политическое устройство.''' Киевская Русь - раннесредневековая монархия. Князь сосредоточивал в своих руках законодательную, исполнительную, военную, административную и судебную власти. Его власть была наследственной. Наряду с единовластием существовала система триумвирата, например, после смерти Ярослава Мудрого правили государством три старших его сына - Изяслав, Святослав, Всеволод. А за споров между ними в 1073 г. образовался дуумвират - правление Святослава и Всеволода. Князь управлял государством при помощи личной дружины, удельных [[Блок-схема до теми «УПЧ І. Нечуй-Левицький «Князь Єремія Вишневецький»»|князей]], наместников.  
[[Image:Ist10 polnuroki t16-6.jpg|Изяслав]]  
[[Image:Ist10 polnuroki t16-6.jpg|Изяслав]]  
Строка 109: Строка 86:
<br>  
<br>  
-
<br>
+
<br>  
=== Закрепление выученного материала  ===
=== Закрепление выученного материала  ===
Строка 139: Строка 116:
Православие  
Православие  
-
[[Между_язычеством_и_христианством|Христианство]]
+
[[Между язычеством и христианством|Христианство]]  
Язычество  
Язычество  
Строка 160: Строка 137:
----
----
-
 
+
<br>
'''Над уроком работали:'''  
'''Над уроком работали:'''  
Строка 174: Строка 151:
----
----
-
 
+
<br>
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на [http://xvatit.com/forum/ '''Образовательном форуме'''], где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав [http://xvatit.com/club/blogs/ '''блог,'''] Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. [http://xvatit.com/school/guild/ '''Гильдия Лидеров Образования'''] открывает двери для специалистов&nbsp; высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.<br>  
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на [http://xvatit.com/forum/ '''Образовательном форуме'''], где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав [http://xvatit.com/club/blogs/ '''блог,'''] Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. [http://xvatit.com/school/guild/ '''Гильдия Лидеров Образования'''] открывает двери для специалистов&nbsp; высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.<br>  
[[Category:История_10_класс]]
[[Category:История_10_класс]]

Текущая версия на 12:06, 10 июля 2012

Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Период раннего Средневековья. Русь. Полные уроки

Содержание

Цель урока

осветить особенности развития Киевской Руси в период раннего Средневековья

Задачи урока

  • освоить новый материал
  • повторить ранее изученный материал, связанный с темой
  • углубить знания с помощью видеоматериала
  • усовершенствовать навыки активного слушания
  • развить навыки ведения дискуссии

План урока

  • Приветствие и мотивация
  • Изучение нового материала
  • Закрепление выученного материала
  • Домашнее задание
  • Заключение и повторение связанного с темой материала

Ход урока

Приветствие и мотивация

Прием 1. Приветствие и объявление темы Здравствуйте, дорогие ученики! Сегодня мы продолжим изучение темы "Византия и Русь" тематического блока "Период раннего Средневековья". На этом уроке мы будем изучать Киевскую Русь, особенности ее развития. Запишите тему в свои тетради.

Прием 2. Проверка отсутствующих

Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?

киевская русь






Изучение нового материала

Киевская Русь - это раннесредневековая монархия с некоторыми элементами родоплеменного строя (сохранение длительное время племенных княжеств, веча, народного ополчения). Особенностью процесса создания в Восточной Европе было то, что государство возникло в IX в., а общество в начале XI в. еще оставалось доклассовым (позднеродоплеменным).

Для выяснения особенностей Киевской Руси следует охарактеризовать различные стороны общественной жизни.

Основными отраслями экономики были: земледелие - выращивали рожь, пшеницу, просо, овес, ячмень, бобовые и огородные культуры; скотоводство - разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, птицу; ремесло - существовало около 60 специальностей; торговля - как внутренняя, так и внешняя. Вспомогательную роль играли охота, рыболовство, бортничество. В Х в. начали чеканить собственную монету, которая с XI в. называлась гривной.

Социальная структура Киевской Руси в целом совпадала с классическим делением средневекового социума на три группы: духовенство, рыцари и трудящийся люд. Каждая из них совершала собственное предназначение - религиозное, оборонное и хозяйственное. Эти группы взаемодоповнювалы друг другу.

Однако на Руси духовенство не было так выделено, как в Западной Европе, что было связано с принципами православия. Духовенство и миряне на Востоке Европы находились ближе друг к другу. Здесь священник не стоял над мирянами, а руководил ими изнутри. Это отвечало византийской церковной доктрине и организационной структуре Восточной христианской церкви, поскольку создана на Руси митрополия подчинялась Константинопольскому патриарху. Митрополиты были преимущественно греками. Лишь дважды ими становились славяне, в частности известный автор "Слова о законе и благодати" Илларион. С созданием Киевской митрополии возникают епархии, сначала в Чернигове, Новгороде, Полоцке, а впоследствии в Переяславе, Белгороде, Владимире на Волыни, Перемышле, Юрьев (ныне Белая Церковь), Ростове, Смоленске, Галиче, Рязани, Холме, Луцке. Епископами были преимущественно местные люди. Занятию епископской кафедры зависело от протекции князя. Со временем церковь приобрела и судебные функции. Он рассматривал дела, связанные с семейно-брачными отношениями, а также судопроизводство над духовными лицами и церковными или монастырскими людьми (крестьянами). Сначала нижнее духовенство формировалось за счет выходцев из балканских стран, которые могли отправлять службу на славянском языке, впоследствии рядовой клир был вполне местного происхождения.

Воин Руси

Воин Руси

Илларион

Илларион


С появлением монастырей появляется и черное духовенство (монахи). В XIII в. только в Киеве было 18 монастырей, в том числе Киево-Печерский, основанный в 1050-х годах. Наиболее известными и уважаемыми служителями монастыря были св. Антоний и св. Феодосий. Люди церкви жили за счет десятины - части доходов, которую платило зависимое население в пользу церкви. Другую социальную группу составляли воины княжеской дружины. Сначала дружина состояла из наемников-варяг, венгров, местных молодых людей, оторванных от собственного рода, потом княжеская служба постепенно превратилась в наследственную. С усложнение функций правителя жена привлекается и к управленческим делам. "Вирники", "мечники", "отроки" и другие занимаются сбором налогов, хозяйственными делами, совершают суд подобное. Высшие должности предоставляются верхушке жены - "старшим мужам", которые составляли княжескую совет. Они были тысяченачальниками, воеводами, посадниками. Со временем их называют боярами или болярами. До этого слоя присоединяется и местная родоплеменная знать. Бояре за службу князю получали "кормление", т.е. право оставлять за собой налоги за население соответствующей территории.

Киево-печерская лавра

Киево-печерская лавра

Многочисленную группу составляли "люди труда". К ней принадлежали княжеские, боярские, церковные и свободные ремесленники, которые жили в так называемых "должностях" - торгово-ремесленных участках городов. Значительную группу составляли купцы, часто объединенные в корпорации, которые отличались между собой по торговой специализации, например, "гречникы", "залозникы" (от названия греческого и Залозный путей). Все горожане были давать присягу князю. Они платили определенные налоги и выполняли повинности в пользу князя, при необходимости принимали участие в народном ополчении.

Следующими в социальной иерархии были свободные жители сел - смерды, которые жили на общинных землях и были связаны с князем отношениями по принципу "дань за опеку". Они платили налоги и выполняли различные повинности в пользу князя.

Ниже по статусу были "холопы", "челядь" - рабы. Их использовали как для обработки земли, так и дворцовой прислуги. Они были вещью, которой их хозяин мог свободно распоряжаться. Источниками рабства были плен, долговая кабала, брак с несвободной подобное. Между смердами и холопами существовала группа полусвободных людей - "закупы", "рядовичи", принимавшие в долг деньги, скот, зерно и пока не возвращали его находились в зависимости от кредитора. Из этой группы выделяются "изгои" - рабы, викупилися из неволи, но не смогли найти себе средств пропитания, рабы и закупы, завещанные монастырям, преступники, которым наказание заменили на пожизненную работу в церковном хозяйстве, князья, которые теряли вотчину и другие.

Политическое устройство. Киевская Русь - раннесредневековая монархия. Князь сосредоточивал в своих руках законодательную, исполнительную, военную, административную и судебную власти. Его власть была наследственной. Наряду с единовластием существовала система триумвирата, например, после смерти Ярослава Мудрого правили государством три старших его сына - Изяслав, Святослав, Всеволод. А за споров между ними в 1073 г. образовался дуумвират - правление Святослава и Всеволода. Князь управлял государством при помощи личной дружины, удельных князей, наместников.

Изяслав

Изяслав

Святослав

Святослав



Закрепление выученного материала

Прием: мини-дискуссия

Тема: "Место Киевской Руси в истории Средневековья".

Домашнее задание

  • Изучить материал с помощью учебника
  • Записать тезисно материал темы в тетрадь
  • По желанию: нарисовать иллюстрацию к теме.

Заключение и повторение связанного с темой материала

Учитель отвечает на возникшие вопросы класса, если остались невыясненные моменты, благодарит за работу и выставляет баллы активным ученикам.

Учитель проверяет остаточные знания класса.

Дать определение терминам:

Погосты

«Русская правда»

Десятина

Православие

Христианство

Язычество

Восточные славяне

Видеоматериал к уроку


Использованные источники

  • Урок на тему "Киевская Русь. Основные направления внутренней и внешней политики киевских князей" Куликовой Л. И., учителя истории и обществознания (festival.1september.ru)
  • Обобщающий урок по теме "Киевская Русь" Cпицы Н. П., учителя истории и обществознания, ПУ №33, город Владимир (www.rusedu.ru)
  • Алексашкина Людмила, Головина Вера Всеобщая история. 10 кл. Учебник.- 2009 г.
  • his95.narod.ru


Над уроком работали:

Куликова Л.И.

Спица Н.П.

Любименко В.В.

Скомпонированно и отредактированно Любименко В.В.



Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов  высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Предмети > История > История 10 класс