|
|
(1 промежуточная версия не показана) | Строка 3: |
Строка 3: |
| <metakeywords>Художественная обработка изделий из древесины</metakeywords><br> | | <metakeywords>Художественная обработка изделий из древесины</metakeywords><br> |
| | | |
- | Художественная обработка древесины — древнее ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше (рис. 47), резными наличниками и дверьми (рис. 48, а). Изготавливал деревянную посуду (рис. 48, б), игрушки, сувениры. | + | [[Художественная_культура|Художественная]] обработка древесины — древнее ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше (рис. 47), резными наличниками и дверьми (рис. 48, а). Изготавливал деревянную посуду (рис. 48, б), игрушки, сувениры. |
| | | |
- | [[Image:Тех49.jpg|438x178px]] | + | [[Image:Тех49.jpg|438x178px|резьба]] |
| | | |
- | В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчества является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью (1714 г.). | + | В [[Внешняя_политика_Советской_России._Брестский_мир|России]] построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчества является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью (1714 г.). |
| | | |
- | [[Image:Тех50.jpg|409x269px]] | + | [[Image:Тех50.jpg|409x269px|резьба]] |
| | | |
- | Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, расписывали масляными красками, отделывали серебром и золотом. Вам хорошо знакома знаменитая хохломская роспись.<br> Художественная обработка древесины выполнялась в различных стилях. Хорошо известен также стиль барокко. Он отличается динамичностью (подвижностью) форм, пышностью, праздничным декором с изображениями венков, головок купидонов, стилизованных зверей, птиц.<br> Красива мебель, украшенная мозаичными наборами, покрытая цветным лаком, инкрустированная металлом, костью. Особое место в художественной обработке мебели занимают различные виды резьбы.<br> Спрос на высокохудожественную мебель высок всегда. В современном изготовлении мебели выделяют три направления: в народном стиле из массивной древесины с резными и точеными элементами; в стиле ретро в форме роскошных стилей барокко и классицизма; нетрадиционное дизайнерское решение в новых формах и конструкциях для молодежи. | + | Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, расписывали масляными красками, отделывали серебром и [[Золотой_телец|золотом]]. Вам хорошо знакома знаменитая хохломская роспись.<br> Художественная обработка древесины выполнялась в различных стилях. Хорошо известен также стиль барокко. Он отличается динамичностью (подвижностью) форм, пышностью, праздничным декором с изображениями венков, головок купидонов, стилизованных зверей, птиц.<br> Красива мебель, украшенная мозаичными наборами, покрытая цветным лаком, инкрустированная металлом, костью. Особое место в художественной обработке мебели занимают различные виды резьбы.<br> Спрос на высокохудожественную мебель высок всегда. В современном изготовлении мебели выделяют три направления: в народном стиле из массивной [[Варианты_проектов_по_обработке_древесины_и_металла|древесины]] с резными и точеными элементами; в стиле ретро в форме роскошных стилей барокко и классицизма; нетрадиционное дизайнерское решение в новых формах и конструкциях для молодежи. |
| | | |
- | [[Image:Тех51.jpg|405x493px]] | + | [[Image:Тех51.jpg|405x493px|резьба]] |
| | | |
- | Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба по дереву.Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плосковыемчатая, геометрическая, контурная, прорезная.<br> Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Ее разновидностью является геометрическая резьба.<br> Геометрическая резьба представляет собой вырезные элементы из треугольников, квадратов, окружностей (рис. 49, а). На рис. 49, б изображена разделочная доска с повторяющимися элементами геометрической резьбы.<br> Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов (рис. 50). | + | Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба по дереву.Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плосковыемчатая, геометрическая, контурная, прорезная.<br> Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Ее разновидностью является [[Геометрическая_прогрессия|геометрическая]] резьба.<br> Геометрическая резьба представляет собой вырезные элементы из треугольников, квадратов, окружностей (рис. 49, а). На рис. 49, б изображена разделочная доска с повторяющимися элементами геометрической резьбы.<br> Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов (рис. 50). |
| | | |
- | [[Image:Тех52.jpg|409x191px]] | + | [[Image:Тех52.jpg|409x191px|резьба]] |
| | | |
| Прорезная резьба является наиболее простой. Выполняют ее с помощью лобзика, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках(рис. 51). У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда применяют яркую ткань. | | Прорезная резьба является наиболее простой. Выполняют ее с помощью лобзика, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках(рис. 51). У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда применяют яркую ткань. |
| | | |
- | [[Image:Тех53.jpg|390x182px]] | + | [[Image:Тех53.jpg|390x182px|резьба]] |
| | | |
- | Для выполнения прорезной резьбы на простроганную или отшлифованную поверхность заготовки из древесины или фанеры переносят рисунок по шаблону или через кальку. В вырезаемых контурах просверливают отверстия, в них заводят пилку лобзика и выпиливают контур рисунка на выпиловочном столике.<br>Плоской, прорезной и контурной резьбой украшали русскую мебель.<br> Прорезную резьбу с рельефным рисунком называют ажурной (рис. 52). Этой резьбой украшали мебель мастера стилей барокко и рококо.<br><br>[[Image:Тех54.jpg|240x197px]] | + | Для выполнения прорезной резьбы на простроганную или отшлифованную поверхность заготовки из древесины или фанеры переносят рисунок по шаблону или через кальку. В вырезаемых контурах просверливают отверстия, в них заводят пилку лобзика и выпиливают контур рисунка на выпиловочном столике.<br>Плоской, прорезной и контурной резьбой украшали русскую [[Meubles_(Мебель)|мебель]].<br> Прорезную резьбу с рельефным рисунком называют ажурной (рис. 52). Этой резьбой украшали мебель мастера стилей барокко и рококо.<br><br>[[Image:Тех54.jpg|240x197px|резьба]] |
| | | |
- | Если прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то ее называют накладной. Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкновенного стола и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных для этих цеяей Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винтовыми зажимами.<br>[[Image:Тех55.jpg|412x477px]] | + | Если прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то ее называют накладной. Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкновенного стола и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных для этих цеяей Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винтовыми зажимами.<br>[[Image:Тех55.jpg|412x477px|резьба]] |
| | | |
- | Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты, в основном стамески (рис. 53). | + | Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие [[Инструменты_и_методы_наномира|инструменты]], в основном стамески (рис. 53). |
| | | |
- | Плоские прямые (рис. 53, а) стамески используют для зачистки фона в контурной или в рельефной резьбе.Желобчатые стамески (рис. 53, б, в, г) применяют почти для всех видов резьбы.<br> Стамески-клюкарзы (рис. 53, д) имеют короткое полотно и длинную изогнутую шейку. Применяют их для вырезания углублений в труднодоступных местах.<br>Стамески-уголки (рис. 53, е) применяют при вырезании канавок.Стамески-церазики (рис. 53, ж) используют для прорезания узких жилок (канавок).<br>Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) (рис. 53, з) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30...400. Применяют их в основном для геометрической резьбы.Для грубых работ применяют долота.<br> Стамески и долота должны иметь качественные ручки. Их лезвия затачивают довольно остро и доводят на оселке. Следует иметь в виду, что хорошо заточенной стамеской получают высокое качество работы. Она легко режет древесину. | + | Плоские прямые (рис. 53, а) стамески используют для зачистки фона в контурной или в рельефной резьбе.Желобчатые стамески (рис. 53, б, в, г) применяют почти для всех видов резьбы.<br> Стамески-клюкарзы (рис. 53, д) имеют короткое полотно и длинную изогнутую шейку. Применяют их для вырезания углублений в труднодоступных местах.<br>Стамески-уголки (рис. 53, е) применяют при вырезании канавок.Стамески-церазики (рис. 53, ж) используют для прорезания узких жилок (канавок).<br>Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) (рис. 53, з) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30...400. Применяют их в основном для геометрической резьбы.Для грубых работ применяют долота.<br> Стамески и долота должны иметь качественные ручки. Их лезвия затачивают довольно остро и доводят на оселке. Следует иметь в виду, что хорошо заточенной стамеской получают высокое [[Качество_населения|качество]] работы. Она легко режет древесину. |
| | | |
| Художественную резьбу по дереву начинают с разметки рисунка. Разметку ведут с помощью линейки, циркуля, угольника, транспортира, трафаретов карандашом или шариковой ручкой. | | Художественную резьбу по дереву начинают с разметки рисунка. Разметку ведут с помощью линейки, циркуля, угольника, транспортира, трафаретов карандашом или шариковой ручкой. |
| | | |
- | [[Image:Тех56.jpg|430x226px]] | + | [[Image:Тех56.jpg|430x226px|резьба]] |
| | | |
- | При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (рис. 54). Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон (рис. 54, а), а затем вдоль волокон (рис. 54, б). Косячок берут правой рукой, как показано на рис. 55. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии.<br> Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой (рис. 56, г), чтобы его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками, как показано на рис. 56, г.<br> При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треугольников от вершины к основанию (рис. 54, а). У вершины треугольника делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой глубины к основанию треугольника. | + | При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (рис. 54). Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон (рис. 54, а), а затем вдоль волокон (рис. 54, б). Косячок берут правой рукой, как показано на рис. 55. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии.<br> Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой (рис. 56, г), чтобы его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками, как показано на рис. 56, г.<br> При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треугольников от вершины к основанию (рис. 54, а). У вершины [[Внешние_углы_треугольника|треугольника]] делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой глубины к основанию треугольника. |
| | | |
- | [[Image:Тех57.jpg|433x293px]] | + | [[Image:Тех57.jpg|433x293px|резьба]] |
| | | |
- | [[Image:Тех58.jpg|449x227px]] | + | [[Image:Тех58.jpg|449x227px|резьба]] |
| | | |
| Освоив эти простейшие приемы вам легче будет аналогичным образом вырезать другие, более сложные фигуры (рис. 54, в; рис. 57). | | Освоив эти простейшие приемы вам легче будет аналогичным образом вырезать другие, более сложные фигуры (рис. 54, в; рис. 57). |
Строка 63: |
Строка 63: |
| 5. Как следует держать инструменты при выполнении резьбы?<br><br> | | 5. Как следует держать инструменты при выполнении резьбы?<br><br> |
| | | |
- | <br><br><br> | + | Симоненко В.Д.,Самородский П.С.,Тищенко А.Т.,[[Технология_6_класс|Технология 6 класс]]<br>Отправлено читателями с интернет-сайта <br><br><br> |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
Строка 79: |
Строка 79: |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников |
- |
| + | |
| '''<u>Иллюстрации</u>''' | | '''<u>Иллюстрации</u>''' |
| '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' | | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' |
Строка 101: |
Строка 101: |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми |
- |
| + | |
| '''<u>Только для учителей</u>''' | | '''<u>Только для учителей</u>''' |
| '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' | | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' |
Строка 110: |
Строка 110: |
| | | |
| | | |
- | '''<u>Интегрированные уроки</u>'''<u>
| + | '''<u>Интегрированные уроки</u>'''<u> |
| </u> | | </u> |
| | | |
Текущая версия на 14:48, 19 июля 2012
Гипермаркет знаний>>Технология 6 класс>>Технология: Художественная обработка изделий из древесины
Художественная обработка древесины — древнее ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше (рис. 47), резными наличниками и дверьми (рис. 48, а). Изготавливал деревянную посуду (рис. 48, б), игрушки, сувениры.
В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчества является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью (1714 г.).
Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, расписывали масляными красками, отделывали серебром и золотом. Вам хорошо знакома знаменитая хохломская роспись. Художественная обработка древесины выполнялась в различных стилях. Хорошо известен также стиль барокко. Он отличается динамичностью (подвижностью) форм, пышностью, праздничным декором с изображениями венков, головок купидонов, стилизованных зверей, птиц. Красива мебель, украшенная мозаичными наборами, покрытая цветным лаком, инкрустированная металлом, костью. Особое место в художественной обработке мебели занимают различные виды резьбы. Спрос на высокохудожественную мебель высок всегда. В современном изготовлении мебели выделяют три направления: в народном стиле из массивной древесины с резными и точеными элементами; в стиле ретро в форме роскошных стилей барокко и классицизма; нетрадиционное дизайнерское решение в новых формах и конструкциях для молодежи.
Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба по дереву.Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плосковыемчатая, геометрическая, контурная, прорезная. Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Ее разновидностью является геометрическая резьба. Геометрическая резьба представляет собой вырезные элементы из треугольников, квадратов, окружностей (рис. 49, а). На рис. 49, б изображена разделочная доска с повторяющимися элементами геометрической резьбы. Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов (рис. 50).
Прорезная резьба является наиболее простой. Выполняют ее с помощью лобзика, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках(рис. 51). У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда применяют яркую ткань.
Для выполнения прорезной резьбы на простроганную или отшлифованную поверхность заготовки из древесины или фанеры переносят рисунок по шаблону или через кальку. В вырезаемых контурах просверливают отверстия, в них заводят пилку лобзика и выпиливают контур рисунка на выпиловочном столике. Плоской, прорезной и контурной резьбой украшали русскую мебель. Прорезную резьбу с рельефным рисунком называют ажурной (рис. 52). Этой резьбой украшали мебель мастера стилей барокко и рококо.
Если прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то ее называют накладной. Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкновенного стола и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных для этих цеяей Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винтовыми зажимами.
Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты, в основном стамески (рис. 53).
Плоские прямые (рис. 53, а) стамески используют для зачистки фона в контурной или в рельефной резьбе.Желобчатые стамески (рис. 53, б, в, г) применяют почти для всех видов резьбы. Стамески-клюкарзы (рис. 53, д) имеют короткое полотно и длинную изогнутую шейку. Применяют их для вырезания углублений в труднодоступных местах. Стамески-уголки (рис. 53, е) применяют при вырезании канавок.Стамески-церазики (рис. 53, ж) используют для прорезания узких жилок (канавок). Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) (рис. 53, з) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30...400. Применяют их в основном для геометрической резьбы.Для грубых работ применяют долота. Стамески и долота должны иметь качественные ручки. Их лезвия затачивают довольно остро и доводят на оселке. Следует иметь в виду, что хорошо заточенной стамеской получают высокое качество работы. Она легко режет древесину.
Художественную резьбу по дереву начинают с разметки рисунка. Разметку ведут с помощью линейки, циркуля, угольника, транспортира, трафаретов карандашом или шариковой ручкой.
При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (рис. 54). Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон (рис. 54, а), а затем вдоль волокон (рис. 54, б). Косячок берут правой рукой, как показано на рис. 55. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии. Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой (рис. 56, г), чтобы его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками, как показано на рис. 56, г. При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треугольников от вершины к основанию (рис. 54, а). У вершины треугольника делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой глубины к основанию треугольника.
Освоив эти простейшие приемы вам легче будет аналогичным образом вырезать другие, более сложные фигуры (рис. 54, в; рис. 57).
Правила безопасности 1. Стамески — опасный режущий инструмент. Обращаться с ними осторожно. 2. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента. 3. Не применять больших усилий при резании стамеской. 4. При необходимости удара по ручке стамески брать ее в левую руку, киянку — в правую и, поставив стамеску по месту вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары. 5. Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках. 6. Каждому инструменту отводить свое место.
Практическая работа Художественная резьба по дереву 1. Получите задание учителя на выполнение одного из видов резьбы: геометрической, контурной,прорезной. 2. Нанесите рисунок на изделие. 3. Закрепите заготовку на верстаке, подберите инструменты и выполните резьбу.
♦ Резьба (геометрическая, плосковыемчатая, контурная, прорезная, накладная), стамеска (плоская прямая, желобчатая, клюкарза, плоская косая (косяк), уголок, церазик), выемка, разметка рисунка.
1. С какими видами резьбы вы ознакомились?
2. Чем характерен каждый вид резьбы? Где он применяется?
3. Как и чем размечают заготовки для резьбы?
4. В какой последовательности вырезают треугольные выемки?
5. Как следует держать инструменты при выполнении резьбы?
Симоненко В.Д.,Самородский П.С.,Тищенко А.Т.,Технология 6 класс Отправлено читателями с интернет-сайта
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|