'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Информатика]]>>[[Информатика 8 класс. Полные уроки]]>>Информатика: Растровая и векторная графика.'''
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Информатика]]>>[[Информатика 8 класс. Полные уроки]]>>Информатика: Растровая и векторная графика.'''
-
<metakeywords>Информатика, класс, урок, на тему, 8 класс, Растровая и векторная графика.</metakeywords>
+
<metakeywords>Информатика, класс, урок, на тему, 8 класс, Растровая, векторная графика.</metakeywords>
-
'''Тема: Растровая и векторная графика.'''
+
== Тема ==
-
'''Цель: '''Научить различать растровую графику от векторной. Объяснить принципы их создания.
+
*'''Растровая и векторная графика.'''
-
'''Растровая графика.'''
+
== Цель ==
-
Число точек или пикселей и количество информации в этих пикселях определяют качество '''растровой графики''' или печати (от слова '''растр''' - точечная структура графики). Чем больше этих данных в изображении, тем больше занимает файл физического места на компьютере. Из-за этого используются разные методы сжатия для уменьшения «веса» файла. Одни методы приводят к потере информации изображения (соответственно и качества). Растровые изображения не могут масштабироваться в любое разрешение без потерь.
+
*Научить различать растровую графику от векторной.
+
*Объяснить принципы их создания.
-
[[Image:1ыви.jpg]]
+
== Ход урока ==
-
<br>
+
=== Растровая графика ===
-
В основном, растровая графика работает с фотографиями. Мониторы обычно показывают от 70 до 130 пикселей на дюйм (ppi), а современные принтеры могут печатать 2400 точек на дюйм (dpi).
+
Число точек или пикселей и количество '''[[Кодирование графической информации|информации]]''' в этих пикселях определяют качество '''[[Растровая и векторная графика|растровой графики]]''' или печати (от слова '''растр''' - точечная структура графики). Чем больше этих данных в изображении, тем больше занимает файл физического места на компьютере. Из-за этого используются разные методы сжатия для уменьшения «веса» файла. Одни методы приводят к потере информации изображения (соответственно и качества). Растровые изображения не могут масштабироваться в любое разрешение без потерь.
+
+
+
+
[[Image:1ыви.jpg|400px|Растровая и векторная графика]]
+
+
<br>
+
+
В основном, '''[[Компьютерная графика. Графический редактор Paint|растровая графика]]''' работает с '''[http://xvatit.com/photoredaktor/ фотографиями]'''. '''[[Дисплей. Типи, основні характеристики та принципи роботи дисплея|Мониторы]]''' обычно показывают от 70 до 130 пикселей на дюйм (ppi), а современные '''[[Практическая работа. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети|принтеры]]''' могут печатать 2400 точек на дюйм (dpi).
+
+
{{#ev:youtube|H4Qk4oN0QRk}}
{{#ev:youtube|H4Qk4oN0QRk}}
-
<u>Растровую графику можно разделить по назначению: </u>
+
<u></u>
+
+
'''Растровую графику можно разделить по назначению:'''
-
- для Интернета нужны изображения среднего качества разрешений ( от 70 до 200 dpi) и малых размерах (~ до 1440 точек). С такими свойствами, изображения быстрее открываются в браузере в частности, и не возникает проблем с масштабом и размером экрана в общем.
+
- для '''[[Подключение к Интернету|Интернета]]''' нужны изображения среднего качества разрешений ( от 70 до 200 dpi) и малых размерах (~ до 1440 точек). С такими свойствами, изображения быстрее открываются в браузере в частности, и не возникает проблем с масштабом и размером экрана в общем.
- Для фотоархива. Фотографии должны храниться и использоваться в самом лучшем качестве (RAW – англ. как есть) и по возможности в лучшем формате (JPEG) – все это обеспечивает растровая графика.
- Для фотоархива. Фотографии должны храниться и использоваться в самом лучшем качестве (RAW – англ. как есть) и по возможности в лучшем формате (JPEG) – все это обеспечивает растровая графика.
-
- Для сканирования. Сканированные документы, в основном, имеют разрешение до 600 dpi (больше точек уже не имеют особого значения). Черно-белые документы сохраняются в форматах TIFF, GIF, цветные – в формате JPEG.
+
- Для сканирования. '''[[Практическая работа. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа|Сканированные документы]]''', в основном, имеют разрешение до 600 dpi (больше точек уже не имеют особого значения). Черно-белые документы сохраняются в форматах TIFF, GIF, цветные – в формате JPEG.
+
+
{{#ev:youtube|XQrmRE3P0b4}}
{{#ev:youtube|XQrmRE3P0b4}}
-
Но сейчас стали использовать форматы PDF, DJVU. Чем они лучше? Тем, что эти форматы лучше сжимают сканированные файлы и очень удобны для чтения и пересылки по электронной почте. Однако PDF по сути является векторным форматом и имеет гораздо более широкие возможности. Так как, изображения для печати лучше предоставлять в очень высоком разрешении (от 1200 dpi) - в таких случаях человеческий глаз не замечает неровности и существующие переходы между объектами на бумаге.
+
-
{{#ev:youtube|ZKhSdItpd8s&feature=related}} <br>
+
Но сейчас стали использовать форматы PDF, DJVU. Чем они лучше? Тем, что эти форматы лучше сжимают '''[[Практична робота. Сканування «паперового» і розпізнавання електронного текстового документу. Повні уроки|сканированные файлы]]''' и очень удобны для чтения и пересылки по '''[[Электронная почта|электронной почте]]'''. Однако PDF по сути является векторным форматом и имеет гораздо более широкие возможности. Так как, изображения для печати лучше предоставлять в очень высоком разрешении (от 1200 dpi) - в таких случаях человеческий глаз не замечает неровности и существующие переходы между объектами на бумаге.
Масштабированием изображения называется его увеличение или уменьшение. При вытягивании, увеличении или вращении, растровый рисунок становится нечетким и, в отличие от векторной графики, теряет качество.
Масштабированием изображения называется его увеличение или уменьшение. При вытягивании, увеличении или вращении, растровый рисунок становится нечетким и, в отличие от векторной графики, теряет качество.
Каждый растр меняет свой размер пропорционально заданному увеличению. При сжатии изображения пиксели компактно соединяются друг с другом и образуют так званый смешанный цвет (когда вычисляется информация о соседних точках и выводится среднее значение.
Каждый растр меняет свой размер пропорционально заданному увеличению. При сжатии изображения пиксели компактно соединяются друг с другом и образуют так званый смешанный цвет (когда вычисляется информация о соседних точках и выводится среднее значение.
-
'''Особенности векторной графики. '''
+
=== Особенности векторной графики ===
-
В отличии от растровой графики, где использовались лишь маленькие точки, векторная для построения изображения использует примитивные геометрические объекты (линии, кривые, квадраты, многоугольники). Векторная графика идеальна для простых рисунков, удобна в печати и масштабируема без потери качества. В такую графику можно врезать и растровые изображения – при смене размера растровые рисунки будут изменяться пропорционально другим элементам. Векторная графика удобна для построения различных схем, диаграмм, чертежей. Также она используется для создания мультфильмов типа «Масяни» или подобных ей.
+
В отличии от растровой графики, где использовались лишь маленькие точки, векторная для построения изображения использует примитивные геометрические объекты (линии, кривые, квадраты, многоугольники). '''[[Векторная графика|Векторная графика]]''' идеальна для простых рисунков, удобна в печати и масштабируема без потери качества. В такую графику можно врезать и растровые изображения – при смене размера растровые рисунки будут изменяться пропорционально другим элементам. Векторная графика удобна для построения различных схем, диаграмм, чертежей. Также она используется для создания '''[http://xvatit.com/it/audio_television/ мультфильмов]''' типа «Масяни» или подобных ей.
-
<br>
+
<br>
{{#ev:youtube|hb1qhllt23I}}
{{#ev:youtube|hb1qhllt23I}}
-
<br>
+
<br>
-
'''Понятие векторизации.'''
+
=== Понятие векторизации ===
-
'''Векторизацией''' называется перевод растрового рисунка в векторную среду. Этот процесс удачно проходит для изображений с четкими линиями типа чертежа и т. д. При векторизации сложных объектов размер конечного файла может быть увеличен в десятки и сотни раз, а сам процесс может не увенчаться успехом. Следует отметить, что векторизация фотографических снимков невозможна, потому что векторная графика «не понимает» плавные переходы цветов – она «любит» конкретную схему построения изображения – здесь красный цвет, после него сразу черный, потом зеленый). Из-за этого растровые изображения распространены больше. [[Image:Веарат.jpg]]
+
'''Векторизацией''' называется перевод растрового рисунка в векторную среду. Этот процесс удачно проходит для изображений с четкими линиями типа чертежа и т. д. При векторизации сложных объектов размер конечного файла может быть увеличен в десятки и сотни раз, а сам процесс может не увенчаться успехом. Следует отметить, что векторизация фотографических снимков невозможна, потому что векторная графика «не понимает» плавные переходы цветов – она «любит» конкретную схему построения изображения – здесь красный цвет, после него сразу черный, потом зеленый). Из-за этого растровые изображения распространены больше.
-
<br> '''Плюсы и минусы векторной и растровой графики.'''
<u>Преимущество растровой графики</u> - это возможность создания любой рисунка любой сложности, с какими только возможно цветовыми переходами. Растровые изображения легко «кушают» любые графические программы. Популярность обрела благодаря Интернету и цифровому фото.
+
+
+
=== Плюсы и минусы векторной и растровой графики ===
+
+
'''Преимущество растровой графики''' - это возможность создания любой рисунка любой сложности, с какими только возможно цветовыми переходами. Растровые изображения легко «кушают» любые графические программы.
+
+
Популярность обрела благодаря Интернету и цифровому фото.
Из недостатков - это большой объем графических файлов и изменения размера изображений с потерей качества.
Из недостатков - это большой объем графических файлов и изменения размера изображений с потерей качества.
-
[[Image:2mple.jpg]] <u></u>
+
[[Image:2mple.jpg|449px|Плюсы и минусы векторной и растровой графики]] <u></u>
-
<u></u>
+
<u></u>
-
<u>Векторная графика </u>популярна из-за возможности масштабирования объектов и изменение их размеров без каких-либо потерь качества. При этом толщина линий может оставаться постоянной, изображение остается ярким и контрастным и его качества не ухудшится, параметры объектов хранятся и могут быть изменены.
+
'''Векторная графика '''популярна из-за возможности масштабирования объектов и изменение их размеров без каких-либо потерь качества. При этом толщина линий может оставаться постоянной, изображение остается ярким и контрастным и его качества не ухудшится, параметры объектов хранятся и могут быть изменены.
Неустранимым моментом векторной графики есть то, что не каждый предмет может быть в ней представлен.
Неустранимым моментом векторной графики есть то, что не каждый предмет может быть в ней представлен.
Строка 77:
Строка 104:
Да и сложные объекты имеют очень большой физический размер.
Да и сложные объекты имеют очень большой физический размер.
-
<br>
+
<br>
+
+
== Вопросы ==
+
+
''1. Что такое растровая графика?''
+
+
''2. Виды растровой графики и ее назначения.''
+
+
''3. Что такое векторизация?''
+
+
''4. Достоинства и недостатки векторной и растровой графики.''
+
+
<br>
+
+
== Список использованных источников ==
+
+
''1. Урок на тему "Что такое растровая и векторная графика? Основы", Тисоев Р.А., г. Москва''
-
'''Вопросы:'''
+
''2. Эдвард Энджел Интерактивная компьютерная графика. - М.: «Вильямс», 2001.''
-
1. Что такое растровая графика?
+
''3. Сергеев А.П.,Основы компьютерной графики. Adobe Photoshop и CorelDRAW - два в одном. Самоучитель. - М.: «Диалектика», 2006.''
-
2. Виды растровой графики и ее назначения.
+
''4. www. graphicon. ru''
-
3. Что такое векторизация?
+
----
-
4. Достоинства и недостатки векторной и растровой графики.
+
<br>
-
<br>
+
''Отредактировано и выслано преподавателем Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Соловьевым М. С.''
-
'''Список использованных источников:'''
+
<br>
-
1. Урок на тему "Что такое растровая и векторная графика? Основы", Тисоев Р.А., г. Москва
+
----
-
2. Эдвард Энджел Интерактивная компьютерная графика. - М.: «Вильямс», 2001.
+
'''Над уроком работали'''
-
3. Сергеев А.П.,Основы компьютерной графики. Adobe Photoshop и CorelDRAW - два в одном. Самоучитель. - М.: «Диалектика», 2006.
+
<br>Тисоев Р.А.
-
4. www. graphicon. ru
+
Соловьев М. С.
-
<br>
+
<br>
-
''Отредактировано и выслано преподавателем Киевского национального университета им. Тараса Шевченка Соловьевым М. С.''
+
----
-
<br> Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, [http://xvatit.com/index.php?do=feedback напишите нам].
+
<br>
-
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - [http://xvatit.com/forum/ Образовательный форум].
+
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на [http://xvatit.com/forum/ '''Образовательном форуме'''], где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав [http://xvatit.com/club/blogs/ '''блог,'''] Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. [http://xvatit.com/school/guild/ '''Гильдия Лидеров Образования'''] открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.<br>
Число точек или пикселей и количество информации в этих пикселях определяют качество растровой графики или печати (от слова растр - точечная структура графики). Чем больше этих данных в изображении, тем больше занимает файл физического места на компьютере. Из-за этого используются разные методы сжатия для уменьшения «веса» файла. Одни методы приводят к потере информации изображения (соответственно и качества). Растровые изображения не могут масштабироваться в любое разрешение без потерь.
В основном, растровая графика работает с фотографиями. Мониторы обычно показывают от 70 до 130 пикселей на дюйм (ppi), а современные принтеры могут печатать 2400 точек на дюйм (dpi).
Растровую графику можно разделить по назначению:
- для Интернета нужны изображения среднего качества разрешений ( от 70 до 200 dpi) и малых размерах (~ до 1440 точек). С такими свойствами, изображения быстрее открываются в браузере в частности, и не возникает проблем с масштабом и размером экрана в общем.
- Для фотоархива. Фотографии должны храниться и использоваться в самом лучшем качестве (RAW – англ. как есть) и по возможности в лучшем формате (JPEG) – все это обеспечивает растровая графика.
- Для сканирования. Сканированные документы, в основном, имеют разрешение до 600 dpi (больше точек уже не имеют особого значения). Черно-белые документы сохраняются в форматах TIFF, GIF, цветные – в формате JPEG.
Но сейчас стали использовать форматы PDF, DJVU. Чем они лучше? Тем, что эти форматы лучше сжимают сканированные файлы и очень удобны для чтения и пересылки по электронной почте. Однако PDF по сути является векторным форматом и имеет гораздо более широкие возможности. Так как, изображения для печати лучше предоставлять в очень высоком разрешении (от 1200 dpi) - в таких случаях человеческий глаз не замечает неровности и существующие переходы между объектами на бумаге.
Масштабирования растровых изображений
Масштабированием изображения называется его увеличение или уменьшение. При вытягивании, увеличении или вращении, растровый рисунок становится нечетким и, в отличие от векторной графики, теряет качество.
Растровая графика – это матрица точек.
Каждый растр меняет свой размер пропорционально заданному увеличению. При сжатии изображения пиксели компактно соединяются друг с другом и образуют так званый смешанный цвет (когда вычисляется информация о соседних точках и выводится среднее значение.
Особенности векторной графики
В отличии от растровой графики, где использовались лишь маленькие точки, векторная для построения изображения использует примитивные геометрические объекты (линии, кривые, квадраты, многоугольники). Векторная графика идеальна для простых рисунков, удобна в печати и масштабируема без потери качества. В такую графику можно врезать и растровые изображения – при смене размера растровые рисунки будут изменяться пропорционально другим элементам. Векторная графика удобна для построения различных схем, диаграмм, чертежей. Также она используется для создания мультфильмов типа «Масяни» или подобных ей.
Понятие векторизации
Векторизацией называется перевод растрового рисунка в векторную среду. Этот процесс удачно проходит для изображений с четкими линиями типа чертежа и т. д. При векторизации сложных объектов размер конечного файла может быть увеличен в десятки и сотни раз, а сам процесс может не увенчаться успехом. Следует отметить, что векторизация фотографических снимков невозможна, потому что векторная графика «не понимает» плавные переходы цветов – она «любит» конкретную схему построения изображения – здесь красный цвет, после него сразу черный, потом зеленый). Из-за этого растровые изображения распространены больше.
Плюсы и минусы векторной и растровой графики
Преимущество растровой графики - это возможность создания любой рисунка любой сложности, с какими только возможно цветовыми переходами. Растровые изображения легко «кушают» любые графические программы.
Популярность обрела благодаря Интернету и цифровому фото.
Из недостатков - это большой объем графических файлов и изменения размера изображений с потерей качества.
Векторная графика популярна из-за возможности масштабирования объектов и изменение их размеров без каких-либо потерь качества. При этом толщина линий может оставаться постоянной, изображение остается ярким и контрастным и его качества не ухудшится, параметры объектов хранятся и могут быть изменены.
Неустранимым моментом векторной графики есть то, что не каждый предмет может быть в ней представлен.
Да и сложные объекты имеют очень большой физический размер.
Вопросы
1. Что такое растровая графика?
2. Виды растровой графики и ее назначения.
3. Что такое векторизация?
4. Достоинства и недостатки векторной и растровой графики.
Список использованных источников
1. Урок на тему "Что такое растровая и векторная графика? Основы", Тисоев Р.А., г. Москва
2. Эдвард Энджел Интерактивная компьютерная графика. - М.: «Вильямс», 2001.
3. Сергеев А.П.,Основы компьютерной графики. Adobe Photoshop и CorelDRAW - два в одном. Самоучитель. - М.: «Диалектика», 2006.
4. www. graphicon. ru
Отредактировано и выслано преподавателем Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Соловьевым М. С.
Над уроком работали
Тисоев Р.А.
Соловьев М. С.
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.