|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 10 класс, Литература, урок, на Тему, ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА, Мастерство Н. В. Гоголят</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 10 класс, Литература, урок, на Тему, Литература первой половины XIX века, Мастерство Н. В. Гоголя, речи, текстах, произведениях, Мертвые души, сатирик</metakeywords> |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс]]>>Литература: Мастерство Н. В. Гоголя''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс]]>>Литература: Мастерство Н. В. Гоголя''' |
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | '''Мастерство Н. В. Гоголя ''' | + | '''Мастерство Н. В. Гоголя ''' |
| | | |
- | <br>«Теперь, через сто лет после « Вечеров», еще нельзя говорить, что гоголь отшумел в нас., наверное, эти слова Андрея Белого можно повторить и сейчас (исследование «Мастерство гоголя» было создано по поводу столетия издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». | + | <br>«Теперь, через сто лет после «Вечеров», еще нельзя говорить, что '''[[Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества|Гоголь]]''' отшумел в нас., наверное, эти слова Андрея Белого можно повторить и сейчас (исследование «Мастерство гоголя» было создано по поводу столетия издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». |
| | | |
- | Удивительный и неповторимый язык гоголя удивляет нас и сегодня. Язык писателя богат инеобычен: eгo фраза - «без меры в ширину, без конца в длину», она сложна, «многоэтажна», «многоярусна», в ней можно найти нагромождение глаголов, обилие эпитетов, cpaвнений, метафор. Гоголь любил глаголы и использовал их для «увеличения энергии глагольного действия», cpывая с места предметы: пошли писать версты, paccыпалась избами деревня, бричка мчалась во всю npoпалую, деревня унеслась из виду... | + | Удивительный и неповторимый язык Гоголя удивляет нас и сегодня. Язык писателя богат инеобычен: eгo фраза - «без меры в ширину, без конца в длину», она сложна, «многоэтажна», «многоярусна», в ней можно найти нагромождение глаголов, обилие эпитетов, cpaвнений, метафор. Гоголь любил глаголы и использовал их для «увеличения энергии глагольного действия», cpывая с места предметы: пошли писать версты, paccыпалась избами деревня, бричка мчалась во всю пpoпалую, деревня унеслась из виду... |
| | | |
- | Даже привычные художественные приемы оборачиваются новыми для нас сторонами. Так, например, эпитеты то метафоричны, то метонимичны, в них мнoгo гиперболизма. Характерна для эпитетов гоголя «неумеренная роскошь» определений, а в речи часто встречается нaгpoмождение эпитетов: странное, и манящее, и несущее, и чудесное слово, черство, неотеса1l0, неладно, нeстройно, негоже, нехорошо... Андрей Белый пишет по этому поводу, что Гоголь «Плюшкин словечек». | + | Даже привычные художественные приемы оборачиваются новыми для нас сторонами. Так, например, эпитеты то метафоричны, то метонимичны, в них мнoгo гиперболизма. Характерна для эпитетов Гоголя «неумеренная роскошь» определений, а в '''[[Развитие устной речи учащихся 5 класса на уроках литературы|речи]]''' часто встречается нaгpoмождение эпитетов: странное, и манящее, и несущее, и чудесное слово, черство, неотеса1l0, неладно, нeстройно, негоже, нехорошо... Андрей Белый пишет по этому поводу, что Гоголь «Плюшкин словечек». |
| | | |
- | Сравнения щедро варьируются в произведениях писателя: глаза - как огонь, как молния, как звездочки, как выстрелы, как клещи, репой, как у вола; нос как пятачок, как слива, как пробка, как пуговица, как топор. | + | Сравнения щедро варьируются в '''[[Н. В. Гоголь «Шинель»|произведениях]]''' писателя: глаза - как огонь, как молния, как звездочки, как выстрелы, как клещи, репой, как у вола; нос как пятачок, как слива, как пробка, как пуговица, как топор. |
| | | |
| Необычно выглядят отрицательные сравнения: не красавец, но и не дурной наружности, или слишком толст, ни слишком тонок... | | Необычно выглядят отрицательные сравнения: не красавец, но и не дурной наружности, или слишком толст, ни слишком тонок... |
Строка 21: |
Строка 21: |
| В творчестве Гоголя сравнение - лаборатория метафор. | | В творчестве Гоголя сравнение - лаборатория метафор. |
| | | |
- | Художественные средства реализуются в зависимости от роли образа. Поскольку образ Чичикова в поэме .«Мертвые души» централен, то «к нему стянуты и сюжетные линии, и лица, и вещи». И, как отмечают исследователи, поражает символизм мелочей. Человек, который хочет стать богачом, пока владеет лишь тройкой коней. И в этой тройке каждый конь имеет не только масть: каурый, гнедой и чубарый. Они наделены и характерами.Так, чубарый сильно лукав. Вспомним, что именно eгo назовут Бонапартом. Тройка коней въезжает в ворота гостиницы губернского города в самом начале первой главы, она не раз упоминается во время странствий Чичикова и, наконец, появляется в патетических строках финала. Автор дает возможность пристального и заинтересованного наблюдения даже за этими «героями». | + | Художественные средства реализуются в зависимости от роли образа. Поскольку образ Чичикова в поэме .«'''[[«Мертвые Души»|Мертвые души]]'''» централен, то «к нему стянуты и сюжетные линии, и лица, и вещи». И, как отмечают исследователи, поражает символизм мелочей. Человек, который хочет стать богачом, пока владеет лишь тройкой коней. И в этой тройке каждый конь имеет не только масть: каурый, гнедой и чубарый. Они наделены и характерами.Так, чубарый сильно лукав. Вспомним, что именно eгo назовут Бонапартом. Тройка коней въезжает в ворота гостиницы губернского города в самом начале первой главы, она не раз упоминается во время странствий Чичикова и, наконец, появляется в патетических строках финала. [http://xvatit.com/vuzi/ '''Автор'''] дает возможность пристального и заинтересованного наблюдения даже за этими «героями». |
| | | |
| Можно старательно разглядеть и шкатулку, которая также не раз появляется перед глазами читателя. | | Можно старательно разглядеть и шкатулку, которая также не раз появляется перед глазами читателя. |
| | | |
- | Обратим внимание на цвета, которые преобладают в палитре гоголя. В первом томе «Мертвых душ» это белый, черный, серый, затем идет желтый, золотой, кpacный и синий цвета. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки » на первом месте стоит красный цвет, а следом идут золотой, синий и белый. | + | Обратим внимание на цвета, которые преобладают в палитре гоголя. В первом томе «Мертвых душ» это белый, черный, серый, затем идет желтый, золотой, кpacный и синий цвета. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки » на первом месте стоит красный цвет, а следом идут золотой, синий и белый. |
| | | |
- | При этом в раннем творчестве в текстах писателя преобладали не только чистые цвета, но и простые, чистые, мелодичные звуки. В «Мертвых душах» картина иная. Припомним одно из описаний: «Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гocть было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить». Мир цвета и звука оживляет картины заштатного города NN. | + | При этом в раннем творчестве в '''[[36. РЗМ Усний стислий переказ тексту публіцистичного стилю|текстах]]''' писателя преобладали не только чистые цвета, но и простые, чистые, мелодичные звуки. В «Мертвых душах» картина иная. Припомним одно из описаний: «Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гocть было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить». Мир цвета и звука оживляет картины заштатного города NN. |
| | | |
| Величие Гоголя состоит в том, что он сумел донести до читателя и ярость сатиры, и лирическую стихию. Он видел жизнь во всей ее противоречивости и сложности и передал эту способность читателю: видеть смешное и прекрасное, ощущать их бесконечное движение. | | Величие Гоголя состоит в том, что он сумел донести до читателя и ярость сатиры, и лирическую стихию. Он видел жизнь во всей ее противоречивости и сложности и передал эту способность читателю: видеть смешное и прекрасное, ощущать их бесконечное движение. |
| | | |
- | Творчество Гоголя оказало oгpoмнoe влияние на pycскую литературу. «гoBopeHo, что все мы выросли из гoголевской «Шинели» . А «Старосветские помещики- ? А «Тарас Бульба» ? А «Вечера на хуторе близ Диканьки -? А петербургские повести? А пьесы гоголя? Из них разве никто и ничего не выросло?» (В. Астафьев) <br><br>'''Подведем итоги''' | + | Творчество Гоголя оказало oгpoмнoe влияние на pycскую литературу. «Гoвopeнo, что все мы выросли из гoголевской «Шинели» . А «Старосветские помещики- ? А «Тарас Бульба» ? А «Вечера на хуторе близ Диканьки -? А петербургские повести? А пьесы Гоголя? Из них разве никто и ничего не выросло?» (В. Астафьев) <br><br>'''Подведем итоги''' |
| | | |
- | <br><u>'''Вопросы и задания'''</u> | + | <br><u>'''Вопросы и задания'''</u> |
| | | |
- | 1. Как вы воспринимаете Н. в. гоголя и eгo творчество? Дайте доказательный ответ. <br>2. Каково отношение Н. в. гоголя к своему творчеству? Kaкие задачи он ставил перед собой? <br>3. Какую роль играла дорога в судьбе писателя? Каково ее символическое значение в про изведениях Н. В. Гоголя? <br>4. Прокомментируйте суждение Н. г. Чернышевского: «Мы называем гоголя... величайшим русским писателем... Он имел полное право сказать о себе слова, безмерная гopдость которых смутила в свое время самых жарких eгo поклонников: .Русь! Чего ты хочешь от меня?.. Зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» | + | 1. Как вы воспринимаете Н. В. Гоголя и eгo творчество? Дайте доказательный ответ. <br>2. Каково отношение Н. В. Гоголя к своему творчеству? Kaкие задачи он ставил перед собой? <br>3. Какую роль играла дорога в судьбе писателя? Каково ее символическое значение в про изведениях Н. В. Гоголя? <br>4. Прокомментируйте суждение Н. Г. Чернышевского: «Мы называем Гоголя... величайшим русским писателем... Он имел полное право сказать о себе слова, безмерная гopдость которых смутила в свое время самых жарких eгo поклонников: .Русь! Чего ты хочешь от меня?.. Зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» |
| | | |
- | <br><u>'''Темы сочинений'''</u> | + | <br><u>'''Темы сочинений'''</u> |
| | | |
- | 1. Путь Н. в. гоголя к реализму. <br>2. .Он раскрыл нам нас самих» (Н. TypгeHeB). <br>3. Поручик Пирогов как герой повести Н. в. гоголя «Heвский проспект». <br>4. Образ художника в петербургских повестях Н. В. Гоголя. | + | 1. Путь Н. В. Гоголя к реализму. <br>2. .Он раскрыл нам нас самих» (Н. Typгeнев). <br>3. Поручик Пирогов как герой повести Н. в. гоголя «Heвский проспект». <br>4. Образ художника в петербургских повестях Н. В. Гоголя. |
| | | |
- | <br>'''Темы докладов и рефератов''' | + | <br>'''Темы докладов и рефератов''' |
| | | |
- | 1. Этапы творческого пути Н. В. Гоголя. <br>2. Гоголь-сатирик. <br>3. Роль гиперболы в произведениях Н. В. Гоголя. <br>4. Метафора на страницах произведений Н. В. Гоголя. <br>5. Амплификация! как прием изображения героя в произведениях Н. В. Гоголя. <br>6. Гоголь и Пушкин (личное общение и творческие контакты). <br><u>'''<br>Рекомендуемая литература'''</u> | + | 1. Этапы творческого пути Н. В. Гоголя. <br>2. Гоголь-'''[[Юмор и сатира в творчестве А. П. Чехова|сатирик]]'''. <br>3. Роль гиперболы в произведениях Н. В. Гоголя. <br>4. Метафора на страницах произведений Н. В. Гоголя. <br>5. Амплификация! как прием изображения героя в произведениях Н. В. Гоголя. <br>6. Гоголь и Пушкин (личное общение и творческие контакты). <br><u>'''<br>Рекомендуемая литература'''</u> |
| | | |
- | <br>Б е л и н с к и й в. г. О Гоголе: Статьи, рецензии, письма. М., 1949. <br>А н д р е й Б е л ы й. Мастерство гоголя. М., 1996. | + | <br>Б е л и н с к и й В.Г. О Гоголе: Статьи, рецензии, письма. М., 1949. <br>А н д р е й Б е л ы й. Мастерство Гоголя. М., 1996. |
| | | |
- | '''''<sup>1</sup> Амплификiiция - один из художественных приемов. Обычно он представляет собой или скопление излишних фраз и выражений, воспроизводящих замедленную и постоянно спотыRающуюся речь бестолкового человека, или сознательное нaгнeтание впечатления подчеркнутым скоплением образов, синонимов, сравнений и др.'''''
| + | ''<sup>1</sup> Амплификiiция - один из художественных приемов. Обычно он представляет собой или скопление излишних фраз и выражений, воспроизводящих замедленную и постоянно спотыRающуюся речь бестолкового человека, или сознательное нaгнeтание впечатления подчеркнутым скоплением образов, синонимов, сравнений и др.'' |
| | | |
- | <br>В и н о г р а д о в В. В. Гоголь и «натуральная школа. / / <br>Виноградов В. В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. М., 1976. <br>З о л о т у с с к и й И. П. Гоголь (ЖЗЛ). М., 1991. <br>М а ш и н с к и й С. И. Художественный мир Гоголя. М., 1983. <br>М о ч у л ь с к и й К. В. Духовный путь гоголя / / Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.
| + | В и н о г р а д о в В. В. Гоголь и «натуральная школа. / / <br>Виноградов В. В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. М., 1976. <br>З о л о т у с с к и й И. П. Гоголь (ЖЗЛ). М., 1991. <br>М а ш и н с к и й С. И. Художественный мир Гоголя. М., 1983. <br>М о ч у л ь с к и й К. В. Духовный путь гоголя / / Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.<br> |
- | | + | |
- | <br> | + | |
| | | |
| <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> | | <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> |
| + | |
| + | |
| | | |
| <sub>Планы конспектов уроков по литературе 10 класса [[Литература|скачать]], учебники и книги бесплатно, разработки уроков по литературе [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]]</sub> | | <sub>Планы конспектов уроков по литературе 10 класса [[Литература|скачать]], учебники и книги бесплатно, разработки уроков по литературе [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]]</sub> |
Строка 60: |
Строка 60: |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] конспект урока''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] опорный каркас | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] презентация урока | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] акселеративные методы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] акселеративные методы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] интерактивные технологии | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] интерактивные технологии |
| | | |
| '''<u>Практика</u>''' | | '''<u>Практика</u>''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] задачи и упражнения | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] задачи и упражнения |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] самопроверка | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] самопроверка |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] домашние задания | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] домашние задания |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] дискуссионные вопросы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] риторические вопросы от учеников | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников |
- |
| + | |
| '''<u>Иллюстрации</u>''' | | '''<u>Иллюстрации</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фотографии, картинки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] графики, таблицы, схемы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты |
| | | |
| '''<u>Дополнения</u>''' | | '''<u>Дополнения</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] рефераты''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] статьи | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фишки для любознательных | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] шпаргалки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] шпаргалки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] учебники основные и дополнительные | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] учебники основные и дополнительные |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] словарь терминов | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] прочие | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие |
| '''<u></u>''' | | '''<u></u>''' |
| <u>Совершенствование учебников и уроков | | <u>Совершенствование учебников и уроков |
- | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] исправление ошибок в учебнике''' | + | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обновление фрагмента в учебнике | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обновление фрагмента в учебнике |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] элементы новаторства на уроке | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] замена устаревших знаний новыми | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми |
- |
| + | |
| '''<u>Только для учителей</u>''' | | '''<u>Только для учителей</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] идеальные уроки ''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] календарный план на год | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] методические рекомендации | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] программы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] программы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обсуждения | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обсуждения |
| | | |
| | | |
Текущая версия на 19:20, 29 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: Мастерство Н. В. Гоголя
Мастерство Н. В. Гоголя
«Теперь, через сто лет после «Вечеров», еще нельзя говорить, что Гоголь отшумел в нас., наверное, эти слова Андрея Белого можно повторить и сейчас (исследование «Мастерство гоголя» было создано по поводу столетия издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Удивительный и неповторимый язык Гоголя удивляет нас и сегодня. Язык писателя богат инеобычен: eгo фраза - «без меры в ширину, без конца в длину», она сложна, «многоэтажна», «многоярусна», в ней можно найти нагромождение глаголов, обилие эпитетов, cpaвнений, метафор. Гоголь любил глаголы и использовал их для «увеличения энергии глагольного действия», cpывая с места предметы: пошли писать версты, paccыпалась избами деревня, бричка мчалась во всю пpoпалую, деревня унеслась из виду...
Даже привычные художественные приемы оборачиваются новыми для нас сторонами. Так, например, эпитеты то метафоричны, то метонимичны, в них мнoгo гиперболизма. Характерна для эпитетов Гоголя «неумеренная роскошь» определений, а в речи часто встречается нaгpoмождение эпитетов: странное, и манящее, и несущее, и чудесное слово, черство, неотеса1l0, неладно, нeстройно, негоже, нехорошо... Андрей Белый пишет по этому поводу, что Гоголь «Плюшкин словечек».
Сравнения щедро варьируются в произведениях писателя: глаза - как огонь, как молния, как звездочки, как выстрелы, как клещи, репой, как у вола; нос как пятачок, как слива, как пробка, как пуговица, как топор.
Необычно выглядят отрицательные сравнения: не красавец, но и не дурной наружности, или слишком толст, ни слишком тонок...
Часто сравнения гиперболичны: штаны как Черное море, посинел как Черное море, красное море запорожцев...
В творчестве Гоголя сравнение - лаборатория метафор.
Художественные средства реализуются в зависимости от роли образа. Поскольку образ Чичикова в поэме .«Мертвые души» централен, то «к нему стянуты и сюжетные линии, и лица, и вещи». И, как отмечают исследователи, поражает символизм мелочей. Человек, который хочет стать богачом, пока владеет лишь тройкой коней. И в этой тройке каждый конь имеет не только масть: каурый, гнедой и чубарый. Они наделены и характерами.Так, чубарый сильно лукав. Вспомним, что именно eгo назовут Бонапартом. Тройка коней въезжает в ворота гостиницы губернского города в самом начале первой главы, она не раз упоминается во время странствий Чичикова и, наконец, появляется в патетических строках финала. Автор дает возможность пристального и заинтересованного наблюдения даже за этими «героями».
Можно старательно разглядеть и шкатулку, которая также не раз появляется перед глазами читателя.
Обратим внимание на цвета, которые преобладают в палитре гоголя. В первом томе «Мертвых душ» это белый, черный, серый, затем идет желтый, золотой, кpacный и синий цвета. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки » на первом месте стоит красный цвет, а следом идут золотой, синий и белый.
При этом в раннем творчестве в текстах писателя преобладали не только чистые цвета, но и простые, чистые, мелодичные звуки. В «Мертвых душах» картина иная. Припомним одно из описаний: «Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гocть было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить». Мир цвета и звука оживляет картины заштатного города NN.
Величие Гоголя состоит в том, что он сумел донести до читателя и ярость сатиры, и лирическую стихию. Он видел жизнь во всей ее противоречивости и сложности и передал эту способность читателю: видеть смешное и прекрасное, ощущать их бесконечное движение.
Творчество Гоголя оказало oгpoмнoe влияние на pycскую литературу. «Гoвopeнo, что все мы выросли из гoголевской «Шинели» . А «Старосветские помещики- ? А «Тарас Бульба» ? А «Вечера на хуторе близ Диканьки -? А петербургские повести? А пьесы Гоголя? Из них разве никто и ничего не выросло?» (В. Астафьев)
Подведем итоги
Вопросы и задания
1. Как вы воспринимаете Н. В. Гоголя и eгo творчество? Дайте доказательный ответ. 2. Каково отношение Н. В. Гоголя к своему творчеству? Kaкие задачи он ставил перед собой? 3. Какую роль играла дорога в судьбе писателя? Каково ее символическое значение в про изведениях Н. В. Гоголя? 4. Прокомментируйте суждение Н. Г. Чернышевского: «Мы называем Гоголя... величайшим русским писателем... Он имел полное право сказать о себе слова, безмерная гopдость которых смутила в свое время самых жарких eгo поклонников: .Русь! Чего ты хочешь от меня?.. Зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?»
Темы сочинений
1. Путь Н. В. Гоголя к реализму. 2. .Он раскрыл нам нас самих» (Н. Typгeнев). 3. Поручик Пирогов как герой повести Н. в. гоголя «Heвский проспект». 4. Образ художника в петербургских повестях Н. В. Гоголя.
Темы докладов и рефератов
1. Этапы творческого пути Н. В. Гоголя. 2. Гоголь-сатирик. 3. Роль гиперболы в произведениях Н. В. Гоголя. 4. Метафора на страницах произведений Н. В. Гоголя. 5. Амплификация! как прием изображения героя в произведениях Н. В. Гоголя. 6. Гоголь и Пушкин (личное общение и творческие контакты).
Рекомендуемая литература
Б е л и н с к и й В.Г. О Гоголе: Статьи, рецензии, письма. М., 1949. А н д р е й Б е л ы й. Мастерство Гоголя. М., 1996.
1 Амплификiiция - один из художественных приемов. Обычно он представляет собой или скопление излишних фраз и выражений, воспроизводящих замедленную и постоянно спотыRающуюся речь бестолкового человека, или сознательное нaгнeтание впечатления подчеркнутым скоплением образов, синонимов, сравнений и др.
В и н о г р а д о в В. В. Гоголь и «натуральная школа. / / Виноградов В. В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. М., 1976. З о л о т у с с к и й И. П. Гоголь (ЖЗЛ). М., 1991. М а ш и н с к и й С. И. Художественный мир Гоголя. М., 1983. М о ч у л ь с к и й К. В. Духовный путь гоголя / / Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Планы конспектов уроков по литературе 10 класса скачать, учебники и книги бесплатно, разработки уроков по литературе онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|