KNOWLEDGE HYPERMARKET


Древнерусская сажень и прочие. Богоматерь Оранта — центральный образ Софийского собора

Гипермаркет знаний>>История>>История 7 класс>>Древнерусская сажень и прочие. Богоматерь Оранта — центральный образ Софийского собора


Древнерусская сажень и прочие
Точно неизвестно, что имел в виду князь Глеб в 1068 г., когда установил, что ширина Керченского пролива равняется 14000 сажен (см. с. 69). Какое же это расстояние? Сколько составляет сажень в метрической системе мер? Казалось бы, нет ничего проще: проведите несложные вычисления и получите результат. Так и поступали некоторые исследователи XIX в. Они брали за исходную величину современную им ширину пролива и получили длину сажени в 142 см. Этот результат оказался неточным. В расчётах мер длины с точки зрения историка не все так очевидно: необходимо учитывать различные исторические источники, разнообразные факторы (хотя бы то, что за девять веков ширина пролива могла измениться).


Ряд научных трудов по этой проблеме написал один из лучших исследователей Древней Руси, академик Борис Рыбаков («Русские системы мер длины XI-XV вв.», «Архитектурная математика древнерусских зодчих» и др.). Для определения длины тмутараканской сажени Б. Рыбаков использовал данные, полученные за 100 лет до князя Глеба. Сведения о ширине Керченского пролива есть в произведении Константина Багрянородного «Об управлении империей». Император отмечал, что ширина пролива —18 миль, или 2 119 900 см. Если по этим данным определить длину сажени, то она составит около 152 см (2 119 900 : 14 000 = 151,42).


Более поздние источники подтверждают эти расчёты. Например, Игнатий Смолянин, посетивший Константинополь в 1389 г., даёт описание местного Софийского собора. Древнерусский путешественник измерил ширину окна с простенком: это расстояние составляло 2 сажени. На современных чертежах константинопольского Софийского собора это же расстояние составляет 300 см. Следовательно, сажени Смолянина и Рыбакова приблизительно одинаковые.


Исторические исследования свидетельствуют о наличии в Древней Руси так называемой «народной метрологии» — единиц длины, связанных с размерами тела взрослого человека, рост которого около 170 см, что было типичным для X-XII вв. В летописях, отчётах древнерусских путешественников упоминаются локоть, пядь, сажень. Очевидно, на уроках математики вы уже слышали о них.


Локоть — это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки к локтевому суставу. Пядь — расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки. Косая сажень — расстояние между кончиком среднего пальца вытянутой вверх и в сторону правой руки и носком отставленной в сторону левой ноги. Маховая сажень — расстояние между кончиками средних пальцев раскинутых рук.


Соразмерность усреднённых (размеры тел мужчин отличались) «народных» единиц измерения иллюстрирует нижеприведённая таблица.

UstoriyaUkr7kl 260.jpg


Богоматерь Оранта — центральный образ Софийского собора
Центральный образ, притягивающий внимание зрителя, как только он войдет в Софийский собор в Киеве, — Мария-Оранта, Богоматерь-заступница. Эта большая мозаичная картина выполнена особенно искусно. Сферическая поверхность полукупола требовала необычного решения вопроса о пропорциях фигуры.

Изображение на округлой вогнутой стене воспринимается целостно иначе, чем на ровной. Если бы мозаику Марии-Оранты можно было «разогнуть», перевести на ровную плоскость, то фигуру тяжело было бы назвать идеально пропорциональной. Но мастер, работавший над Орантой, знал, что изображение на вогнутой плоскости кажется меньше, чем в действительности, а на выгнутой наружу — большим. И он, естественно, учёл это.


UstoriyaUkr7kl 261.jpg
Фрагмент интерьера Софийского собора в г. Киеве с центральной апсидой и куполом


Образ Оранты вынесен на главное место в храме. Дело в том, что Марию-заступницу считали защитницей, покровительницей Киева, или, как тогда говорили, «нерушимой стеной», сквозь которую не перелетит ни одна стрела, ни одно копьё. Образ Марии-Оранты творил, наверное, самый умелый мастер. Весь фон он выложил золотой смальтой. Тысячи бликов от кубиков сосредоточиваются в центре, поэтому при освещении фигура окутана мягким, неярким золотистым сиянием. Использовал художник и эффект фокуса света, отражённого от вогнутого зеркала (вот вам доказательство глубоких математических и физических знаний древних мастеров!). Но поскольку поверхность не гладкая и блестящая, а свет не прямой, то и «отражение» вышло не резкое. Это успокаивающее, тихое сияние. В нём Мария-Оранта с серьёзным, даже суровым лицом кажется действительно нерушимой, всесильной. А синие, голубые, золотистые, сиреневые и чёрные краски её наряда придают образу торжественность, праздничность. С первого взгляда можно допустить, что художник отдавал предпочтение линейно-графической манере живописи. Линии у него безукоризненные — чёткие и выразительные. И это касается не только контуров, характеризующихся упругостью и равновесием. Такие же красивые и более тонкие внутренние линии, очерчивающие складки ткани. Они выложены правильными рядами, дугами, изгибами.


Лицо Марии-Оранты издали кажется слегка розовым. Но как искусно с помощью тоновых переходов передан этот оттенок! Собственно розовых кубиков смальты не так уже и много: на щеках, устах, на подбородке. Но тоненькая красная полоска, обводящая уста, нос, веки и подбородок, оттеняет соседние оливковый, белый, серый, жёлтый тона. Лицо оживает, его выразительность подчёркивается и проницательным взглядом глаз.


Следует отметить, чТо и на других мозаиках мастера мастерски сумели передать движение фигур апостолов — и не просто движение, а движение благоговейное, преисполненное благодарности и любви. В других образах — святителей, мучеников, ангелов — передана богатая гамма человеческих чувств также благодаря изображению движения, жеста, а чаще всего — красноречивого выражения лица и взгляда широко раскрытых глаз. Взгляды святых то грустные, то умоляющие, преисполненные сурового величия или нежной любви. Но во всех случаях они пылкие, живые. Всё это свидетельствует о том, что художники глубоко знали внутренний мир человека.
Не потеряв за почти десять веков ни одного оттенка своей первобытной сочности, богатства своих красок (ибо смальта имеет бесценное свойство вечно хранить цвет), мозаика Софии Киевской была и является примером вдохновляющей силы искусства.
По книге Д. Степовика «Сокровища Украины»


Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. — К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.
Прислано читателями из интернет-сайта


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока и опорный каркас
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 
1236084776 kr.jpg акселеративные методы обучения

Практика
1236084776 kr.jpg тесты, тестирование онлайн
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg практикумы и тренинги
1236084776 kr.jpg вопросы для дискуссий в классе

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg видео- и аудиоматериалы
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg статьи (МАН)
1236084776 kr.jpg литература основная и дополнительная
1236084776 kr.jpg словарь терминов

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg календарные планы
1236084776 kr.jpg учебные программы
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg обсуждения

New2.jpg Идеальные уроки-кейсы

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.