Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото
УРОК ЗЗ Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото История культуры Японии делится на два этапа. Первобытный этап датируется IV тыс. до н. э. – VI в. н. э. и включает культуры Дзёмон, Яёй, Кофун. Феодальный этап (VII–XIX вв.) предполагает более детальную периодизацию по названиям столиц и резиденций правителей: Асука (552–645), Нара (645–794), Хэйан (794–1185), Камакура (1185–1ЗЗЗ), Муромати (1ЗЗЗ–157З), Момояма (157З–1614), Эдо (1614–1868). Любое природное явление – дождь, гpoм, ветер, каждая гopa, река, дерево, травинка и даже всплывающая грязь воспринимаются как особое божество – ками, чье присутствие японцы ощущают повсюду и постоянно. Эту особую гpaнь национальной психологии можно определить как любование. Существует «любование цветущей сакурой», «любование красными листьями клена», «любование полной луной», «любование тихими снегами». Eгo дает почувствовать тaнка – короткое лирическое пятистишие Ямабэ
Ландшафтный пейзажный сад. Вид из чайного домика «Любование луной» на озеро и чайный домик «Сосны и лютни». Вилла Кацура. XVII в. Киото
В космогоническом мифе о создании Страны восьми больших островов, т. е. Японии, вecьма показателен спор между Идзанаги (Благой Муж) и Идзанами (Благая Жена). Бог Идзанаги выступает как воплощение созидательных сил жизни и развития, а богиня Идзанами, удалившаяся в страну Мрака, олицетворяет разрушительные силы смерти и тления. Бог,желая вернуть супругy на землю, ибо созданная ими страна «еще не устроена», проникает в страну Мрака и находит Идзанами в состоянии разложения. В ужасе произносит он слова, расторгающие их брачный союз. «Мой возлюбленный супруг, – говорит ему Идзанами, – если ты изволишь так поступить, я задушу в один день тысячу человек в твоей стране» (в наземном царстве. – Л. Е.). «Моя возлюбленная супруга, – отвечает ей Идзанаги, – если ты изволишь так поступить, я сооружу в один день тысячу пятьсот убуя» (дома для рожениц. – Л. Е.). Возвратившись из страны Мрака, Идзанаги совершает обряд очищения и порождает множество божеств, в том числе великую богиню солнца Аматэрасу, отдав ей Равнину Выcoкoгo Неба. Проникновение в Японию буддизма с eгo ощущением нeпостоянства и мимолетности вceгo сущего обусловило восприятие при роды как совершенного и одухотворенного космичеcкoгo тела Будды, которое никогда не умирает, но вечно обновляется («Ничто не остается бренным, все изменяется»). Это очарование непостоянством природы, культ бессмертной красоты, умение находить радость в том, что приносит мгнoвение, стремление найти поддержку ками и обрести гapмoнию с вечно обновляющейся природой получило зримый oтзвук в таком самобытном виде искусства, как японский сад. Несмотря на различие типов сада – райский, ландшафтный пейзажный, ландшафтный сухой или философский, чайный, их создание предполагает соблюдение общих правил. В первую очередь сад воспроизводит идеализированный ландшафт с обязательным включением в нeгo воды и камней, где обитают невидимые духи природы. Даже в философском cyхом саду камней присутствует вода; ее символизирует мелкий гравий. Доминантой почти всех типов сада служат вечнозеленые деревья, гармонирующие с растениями по форме и цвету, а главное – не заслоняющие луну. В саду обязательны звуки: щебет птиц, журчание воды, «музыка капель» в дождь. Райские и философские сады предназначались для глубоких размышлений, медитации и восприятия их с одной точки зрения, ландшафтные пейзажные и чайные - для нeспешных прогулок и созерцания меняющихся картин. Первые сады, как особый вид искусства, появились в эпоху Хэйан. Эти так называемые райскuе сады воспроизводили образ рая – совершенной «чистой земли» Будды Амиды, расположенной на западе. Прикосновение к ней считалось возможным через переживание красоты как едва уловимого мгновения. Поэтому в устройстве райского сада всегда ощутим «вздох восхищения» перед внезапно oткpывшейся красотой, но с оттенком печали по поводу ее недолговечности. Eгo классический образец – сад монастыря Бёдоин в Удзu
Убежденность синтоизма в том, что красота органично присуща природе и нужно лишь разглядеть ее, породила так называемую «цивилизацию сосновой иглы», когда умение наслаждаться красотой одной хвоинки ценил ось выше cтpeмления охватить взором целое дерево. Идея отображения мироздан ия в одном предмете – цветке, камне, дереве – получила адекватный отзвук в буддийском учении дзен*. Познать космическую природу Будды, высшим проявлением которой согласно дзен-буддизму является абсолютная Пустота, означает обрести «пустое сердце». Обретению «пустoгo сердца» – так в эстетике дзен обозначается внезапное «пробуждение» сознания, достижение просветления в тeкущей жизни, чувство слияния с великой Пустотой – способствует медитация. Целям медитации служат философские сады дзен-буддийских храмов – сад камней и сад мхов. При их создании используются только камни, гравий и мох. Сад камней Рёандзив Киото (XV в.), например, представляет собой прямоугольную площадку, огражденную с трех сторон каменной стеной и с четвертой, длинной стороны – деревянной галереей для медитации, чуть приподнятой над садом (см. цв. вкл., рис. 78). На площадке, засыпанной белым гравием, расположена композиция из 15 тeмнo-cepыx валунов: 5 групп по 3 камня в каждой. Если их мысленно соединить линиями, они образуют иероглиф «кокоро» , означающий цель медитации – очищение души и обретение «пустого сердца». Число 3 выражает главные ценности буддизма – Будду, дхарму, монашескую общину. Оно напоминает о трех важнейших событиях из жизни Будды – рождении, просветлении, смерти. Количество камней связано с лунным циклом, так как именно за 15 дней луна становится полной, приближаясь к совершенной форме кpyгa, и на 15-й день первой летней луны – «трижды святой день» – буддисты отмечают все три события из жизни Будды.' К этой же мысли подводит особым способом устроенный колодец, находящийся с противоположной стороны деревянной галереи. Это невысокий чугунный цилиндр с квадратным отверстием посередине, куда из бамбуковой трубочки струится вода. С четырех cторон у отверстия начертано по иероглифу, которые не связаны с
Но вместе с центральным квадратом (иероглиф «рот») каждый из них обретает определенный смысл. Из слов складывается фраза, выражающая суть дзенбуддийского восприятия мира: «С меня дoвольно тoгo, что я знаю». Обретению «пустого сердца» в дзен-буддизме способствует чайная церемония в особом чайном домике, расположенном в чайном саду. Поскольку чайный сад, нaпри мер на вилле Кацура у чайного домика «Сосны и лютни» («Cёкaнтэй» (XVll в.), предназначен для уединения и «безмолвной беседы сердец», деревья в нем посажены таким образом, чтобы создавать уютное, защищенное от посторонних взглядов пространство и в то же время не заслонять перспективу. Стержнем сада является «росяная тропа» – короткая дорожка из слегка выступающих над землей камней. Она как бы соединяет внешний мир с миром чайной церемонии. Низкие каменные фонари символизируют присутствие горных духов. Каменная чаша, в кoтoрую вода струится из бамбуковой трубочки, служит для oмoвения перед церемонией. Вопросы и задания Найдите приметы китайской и японской художественной религиозной традиции в вашей обыденной
Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008. Книги, учебники исскуству скачать, конспект на помощь учителю и ученикам, учиться онлайн
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: