KNOWLEDGE HYPERMARKET


Литература и искусство
(Создана новая страница размером <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, История, 11 к...)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, История, 11 класс, урок, на Тему, Накануне краха, Русская культура конца XIX - начала XX в., Литература, искусство </metakeywords>  
+
<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, История, 11 класс, урок, на Тему, Накануне краха, Русская культура конца XIX - начала XX в., Литература, искусство, кризис, Л. Н. Толстой, марксизм, Франция, оппозиция, культура</metakeywords>  
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[История|История]]&gt;&gt;[[История 11 класс|История 11 класс]]&gt;&gt;История: Литература и искусство '''  
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[История|История]]&gt;&gt;[[История 11 класс|История 11 класс]]&gt;&gt;История: Литература и искусство '''  
Строка 5: Строка 5:
<br>  
<br>  
-
'''23. Литература и искусство'''<br>
+
'''23. Литература и искусство'''<br>  
-
<br>Литература конца XIX - начала XX в. существовала и развивалась под мощным воздействием кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Свое ощущение трагизма и неустроенности российского бытия этого времени с огромной художественной силой успели передать великие писатели-реалисты XIX в., заканчивавшие свой творческий и жизненный путь: Л. Н. Толстой (&lt;Воскресение&gt;, &lt;Живой труп&gt;) и А. П. Чехов (&lt;Ионыч&gt;, &lt;Дом с мезонином&gt;, &lt;Чайка&gt; и др.). Продолжатели реалистических традиций И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой в свою очередь создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года все более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, все более неясными. Жизнеутверждающий пафос, который был так характерен для русской классики XIX в., под гнетом печальных событий постепенно исчезал из их творчества.
+
<br>Литература конца XIX - начала XX в. существовала и развивалась под мощным воздействием '''[[Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965-1985 гг.|кризиса]]''', охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Свое ощущение трагизма и неустроенности российского бытия этого времени с огромной художественной силой успели передать великие писатели-реалисты XIX в., заканчивавшие свой творческий и жизненный путь: '''[[Л. Н. Толстой. Очерк жизни и творчества|Л. Н. Толстой]]''' (&lt;Воскресение&gt;, &lt;Живой труп&gt;) и А. П. Чехов (&lt;Ионыч&gt;, &lt;Дом с мезонином&gt;, &lt;Чайка&gt; и др.). Продолжатели реалистических традиций И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой в свою очередь создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года все более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, все более неясными. Жизнеутверждающий пафос, который был так характерен для русской классики XIX в., под гнетом печальных событий постепенно исчезал из их творчества.  
-
В известной мере подобные черты были присущи и произведениям А. М. Горького - самого популярного в это время писателя-реалиста.&nbsp; Чуткий&nbsp; наблюдатель,&nbsp; он&nbsp; чрезвычайно&nbsp; выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман &lt;Фома Гордеев&gt;, пьесы &lt;Мещане&gt;, &lt;На дне&gt;). Куда менее убедиельными в творческом отношении были попытки найти силу,особную противостоять этой жизни, сначала среди бунтарейяков (&lt;Челкаш&gt;), потом в среде революционного пролетариата (роман &lt;Мать&gt;).
+
В известной мере подобные черты были присущи и произведениям А. М. Горького - самого популярного в это время писателя-реалиста.&nbsp; Чуткий&nbsp; наблюдатель,&nbsp; он&nbsp; чрезвычайно&nbsp; выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман &lt;Фома Гордеев&gt;, пьесы &lt;Мещане&gt;, &lt;На дне&gt;). Куда менее убедиельными в творческом отношении были попытки найти силу,особную противостоять этой жизни, сначала среди бунтарейяков (&lt;Челкаш&gt;), потом в среде революционного пролетариата (роман &lt;Мать&gt;).  
-
На ряду с этим в конце XIX в. преимущественно в поэтичетикой среде возникают модернистские течения, стремящиеся отовевать традиционных эстетических норм и представлений, значений марксизм и футуризм и др. При всех их различиях эти тезисы объединяла одна общая черта - отказ от воспроизведения окружающей действительности, которая представлялась неинтересной, скучной и в то же время пугающе опасной. Представители модернистских направлений стремились либо создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений,&nbsp; оторванные от суетной&nbsp; повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, увести его в глубины подсознания или в надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т. п. Для многих модернистов, особенно поэтов, характерна упорная работа над формой своих произведений - некоторые стихи В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта,&nbsp; Н.&nbsp; G.&nbsp; Гумилева&nbsp; поражают своей звучностью,&nbsp; изысканными неожиданными формами. Что же касалось самых ярких представителей&nbsp;&nbsp; этих&nbsp;&nbsp; течений - А.&nbsp;&nbsp; А.&nbsp;&nbsp; Блока,&nbsp;&nbsp; Андрея&nbsp;&nbsp; Белого (Б. Н. Бугаева), то они так и не смогли отстраниться от трагических проблем русской жизни: по-своему, вне рамок реалистического искусства эти поэты все же откликнулись на них, создав в своих произведениях неповторимую атмосферу душевного надрыва, разочарованности, ощущения неизбежного краха старого, привычного мира.
+
На ряду с этим в конце XIX в. преимущественно в поэтичетикой среде возникают модернистские течения, стремящиеся отвоевать традиционных эстетических норм и представлений, значений '''[[Тема 10. Утопічний соціалізм і марксизм. К. Маркс. Комуністичний маніфест|марксизм]]''' и футуризм и др. При всех их различиях эти тезисы объединяла одна общая черта - отказ от воспроизведения окружающей действительности, которая представлялась неинтересной, скучной и в то же время пугающе опасной. Представители модернистских направлений стремились либо создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений,&nbsp; оторванные от суетной&nbsp; повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, увести его в глубины подсознания или в надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т. п. Для многих модернистов, особенно поэтов, характерна упорная [http://xvatit.com/busines/jobs-career/ '''работа'''] над формой своих произведений - некоторые стихи В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта,&nbsp; Н.&nbsp; G.&nbsp; Гумилева&nbsp; поражают своей звучностью, изысканными неожиданными формами. Что же касалось самых ярких представителей этих течений - А. А. Блока, Андрея Белого (Б. Н. Бугаева), то они так и не смогли отстраниться от трагических проблем русской жизни: по-своему, вне рамок реалистического искусства эти поэты все же откликнулись на них, создав в своих произведениях неповторимую атмосферу душевного надрыва, разочарованности, ощущения неизбежного краха старого, привычного мира.  
-
С конца XIX в. влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи - в импрессионистских полотнах В. А. Серова и К- А. Коровина, в символистских картинах М. А. Врубеля (&lt;Демон&gt;, &lt;Пан&gt; и др.). Передвижники в это время переживали глубокий кризис, организационный и творческий, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения &lt;Мир искусства&gt;, члены которого решительно отвергали идейные и эстетические принципы своих предшественников.
+
С конца XIX в. влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи - в импрессионистских полотнах В. А. Серова и К- А. Коровина, в символистских картинах М. А. Врубеля (&lt;Демон&gt;, &lt;Пан&gt; и др.). Передвижники в это время переживали глубокий кризис, организационный и творческий, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения &lt;Мир искусства&gt;, члены которого решительно отвергали идейные и эстетические принципы своих предшественников.  
-
Так&nbsp; же&nbsp; как&nbsp;&nbsp; и&nbsp;&nbsp; близкие&nbsp;&nbsp; им&nbsp;&nbsp; по&nbsp; духу&nbsp; литераторы-модернисты, &lt;мирискусники&gt; отказались от реалистического воспроизведения действительности, призывая&nbsp; стремиться к &lt;чистой красоте&gt; - совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. В &lt;Мир искусства&gt; вошло немало талантливых художников (А. Н. Бенуа, К- А. Сомов, Л. С. Бакст), которые, пренебрегая &lt;прозой жизни&gt;, создавали изящные, эстетически привлекательные полотна, посвященные придворным празднествам&nbsp;&nbsp; времен&nbsp;&nbsp; последних&nbsp;&nbsp; Бурбонов&nbsp;&nbsp; во&nbsp;&nbsp; Франции,&nbsp;&nbsp; сценам&nbsp;&nbsp; помещичьей жизни дореформенной России и т. п. Неудивительно, что наиболее значительных результатов &lt;мирискусники&gt; достигли в книжной графике и театрально-декорационном искусстве.  
+
Так&nbsp; же&nbsp; как&nbsp;&nbsp; и&nbsp;&nbsp; близкие&nbsp;&nbsp; им&nbsp;&nbsp; по&nbsp; духу&nbsp; литераторы-модернисты, &lt;мирискусники&gt; отказались от реалистического воспроизведения действительности, призывая&nbsp; стремиться к &lt;чистой красоте&gt; - совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. В &lt;Мир искусства&gt; вошло немало талантливых художников (А. Н. Бенуа, К- А. Сомов, Л. С. Бакст), которые, пренебрегая &lt;прозой жизни&gt;, создавали изящные, эстетически привлекательные полотна, посвященные придворным празднествам&nbsp;&nbsp; времен&nbsp;&nbsp; последних&nbsp;&nbsp; Бурбонов&nbsp;&nbsp; во&nbsp;&nbsp; '''[[Тема 8. Франція у період Реставрації. Липнева революція і Липнева монархія. Політична роздробленість Німеччини|Франции]]''',&nbsp;&nbsp; сценам&nbsp;&nbsp; помещичьей жизни дореформенной России и т. п. Неудивительно, что наиболее значительных результатов &lt;мирискусники&gt; достигли в книжной графике и театрально-декорационном искусстве.  
-
Подчеркнутый эстетизм, сознательная отрешенность от реальной России - подобные&nbsp;&nbsp;&nbsp; установки,&nbsp;&nbsp;&nbsp; ограничивавшие&nbsp;&nbsp;&nbsp; творческие возможности художника,&nbsp; вызвали&nbsp; в&nbsp; конце концов&nbsp; оппозицию. Часть &lt;мирискусников&gt; вышла из этой организации и, объединившись с бывшими передвижниками, учредила в 1903 г. &lt;Союз русских художников&gt;.&nbsp; В&nbsp; &lt;Союзе&gt;,&nbsp; таким&nbsp; образом,&nbsp; произошел органичный&nbsp;&nbsp;&nbsp; и&nbsp;&nbsp;&nbsp; плодотворный&nbsp;&nbsp;&nbsp; сплав&nbsp;&nbsp;&nbsp; традиционного&nbsp;&nbsp;&nbsp; и&nbsp;&nbsp;&nbsp; новаторского&nbsp; направлений&nbsp; в&nbsp; русской&nbsp; живописи.&nbsp;&nbsp; В&nbsp; нем&nbsp; работали мастера различных жанров, но самыми яркими и значитель из&nbsp; них были&nbsp; пейзажисты&nbsp;&nbsp; И.&nbsp; Э.&nbsp;&nbsp; Грабарь,&nbsp; К.&nbsp; Ф.&nbsp; Юондд ,&nbsp; Крылов.
+
Подчеркнутый эстетизм, сознательная отрешенность от реальной России - подобные&nbsp;&nbsp;&nbsp; установки,&nbsp;&nbsp;&nbsp; ограничивавшие&nbsp;&nbsp;&nbsp; творческие возможности художника,&nbsp; вызвали&nbsp; в&nbsp; конце концов&nbsp; '''[[Либеральная оппозиция|оппозицию]]'''. Часть &lt;мирискусников&gt; вышла из этой организации и, объединившись с бывшими передвижниками, учредила в 1903 г. &lt;Союз русских художников&gt;.&nbsp; В&nbsp; &lt;Союзе&gt;,&nbsp; таким&nbsp; образом,&nbsp; произошел органичный&nbsp;&nbsp;&nbsp; и&nbsp;&nbsp;&nbsp; плодотворный&nbsp;&nbsp;&nbsp; сплав&nbsp;&nbsp;&nbsp; традиционного&nbsp;&nbsp;&nbsp; и&nbsp;&nbsp;&nbsp; новаторского&nbsp; направлений&nbsp; в&nbsp; русской&nbsp; живописи.&nbsp;&nbsp; В&nbsp; нем&nbsp; работали мастера различных жанров, но самыми яркими и значитель из&nbsp; них были&nbsp; пейзажисты&nbsp;&nbsp; И.&nbsp; Э.&nbsp;&nbsp; Грабарь,&nbsp; К.&nbsp; Ф. Юондд,&nbsp; Крылов.  
-
Отход от старых традиции в сторону эстетической утонченно поисков новых форм был характерен и для русской музыки начала XX в. В известной степени эти поиски обошли музыкальную культуру, во всяком случае, когда их великие великолепные мастера, как А. Н. Скрябин, С. В. Рахманин, И В. Стравинский. В начале XX в. русская музыка становятся все более заметным явлением мировой культуры. Немалую роль в ее популяризации сыграли так называемые Русские сезоны, организованные в 1907-1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С. П. Дягилевым.
+
Отход от старых традиции в сторону эстетической утонченно поисков новых форм был характерен и для русской [http://xvatit.com/relax/music-clips/  '''музыки'''] начала XX в. В известной степени эти поиски обошли музыкальную культуру, во всяком случае, когда их великие великолепные мастера, как А. Н. Скрябин, С. В. Рахманин, И В. Стравинский. В начале XX в. русская музыка становятся все более заметным явлением мировой культуры. Немалую роль в ее популяризации сыграли так называемые Русские сезоны, организованные в 1907-1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С. П. Дягилевым.  
-
Русская архитектура в начале XX в. переживает последний - короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерн. Его создатели стремились максимально учесть те возможности, которые предоставляют новые строительные конструкции и материалы, и в то же время эстетически осмыслить их, придать им художественную выразительность. В случае удачного воплощения этих замыслов здания банков, например Азовско-Донского (архитектор Ф. И. Лидваль), вокзалов - Казанского (А. В. Щусев), Ярославского (Ф. О. Шехтель), типографий - газеты &lt;Утро России&gt; (Ф. О. Шехтель), превращались в настоящие произведения искусства (все эти здания были построены в Москве, где модерн вообще получил наиболее последовательное развитие).
+
Русская архитектура в начале XX в. переживает последний - короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерн. Его создатели стремились максимально учесть те возможности, которые предоставляют новые строительные конструкции и материалы, и в то же время эстетически осмыслить их, придать им художественную выразительность. В случае удачного воплощения этих замыслов здания банков, например Азовско-Донского (архитектор Ф. И. Лидваль), вокзалов - Казанского (А. В. Щусев), Ярославского (Ф. О. Шехтель), типографий - газеты &lt;Утро России&gt; (Ф. О. Шехтель), превращались в настоящие произведения искусства (все эти здания были построены в Москве, где модерн вообще получил наиболее последовательное развитие).  
-
В целом русская культура конца XIX - начала XX в. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.
+
В целом русская '''[[Изменения в политике и культуре|культура]]''' конца XIX - начала XX в. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.  
-
<br>1. Какие новые стили и направления появились в российской культуре на рубеже XIX-XX вв.? Каким образом они были связаны с конкретной исторической обстановкой?
+
<br>  
-
2. На примере одного из деятелей российской культуры начала XX в. раскройте особенности мировоззрения и творчества интеллигенции в этот период. <br>
+
''1. Какие новые стили и направления появились в российской культуре на рубеже XIX-XX вв.? Каким образом они были связаны с конкретной исторической обстановкой?''
-
3. Согласны ли вы с общей оценкой российской культуры конца XIX -начала XX в. авторов учебника?<br><br>
+
''2. На примере одного из деятелей российской культуры начала XX в. раскройте особенности мировоззрения и творчества интеллигенции в этот период. <br>''
 +
 
 +
''3. Согласны ли вы с общей оценкой российской культуры конца XIX -начала XX в. авторов учебника?''<br>  
<br> ''Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. 10 -11 классы. - М.: Просвещение, 2002 '' <br>  
<br> ''Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. 10 -11 классы. - М.: Просвещение, 2002 '' <br>  
 +
 +
<br>
<sub>Планирование по истории , учебники и книги [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]], курсы и задачи по истории для 11 класса [[История|скачать]]</sub>  
<sub>Планирование по истории , учебники и книги [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]], курсы и задачи по истории для 11 класса [[История|скачать]]</sub>  
Строка 38: Строка 42:
  '''<u>Содержание урока</u>'''
  '''<u>Содержание урока</u>'''
-
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] конспект урока'''
+
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока'''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] опорный каркас   
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас   
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] презентация урока
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] акселеративные методы  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] акселеративные методы  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] интерактивные технологии  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] интерактивные технологии  
   
   
  '''<u>Практика</u>'''
  '''<u>Практика</u>'''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] задачи и упражнения  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] задачи и упражнения  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] самопроверка
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] самопроверка
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] домашние задания
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] домашние задания
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] дискуссионные вопросы
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] риторические вопросы от учеников
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников
-
 
+
  '''<u>Иллюстрации</u>'''
  '''<u>Иллюстрации</u>'''
-
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа '''
+
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа '''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фотографии, картинки  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] графики, таблицы, схемы
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
   
   
  '''<u>Дополнения</u>'''
  '''<u>Дополнения</u>'''
-
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] рефераты'''
+
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты'''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] статьи  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фишки для любознательных  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] шпаргалки  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] шпаргалки  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] учебники основные и дополнительные
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] учебники основные и дополнительные
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] словарь терминов                           
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов                           
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] прочие  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие  
  '''<u></u>'''
  '''<u></u>'''
  <u>Совершенствование учебников и уроков
  <u>Совершенствование учебников и уроков
-
  </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] исправление ошибок в учебнике'''
+
  </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике'''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обновление фрагмента в учебнике  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обновление фрагмента в учебнике  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] элементы новаторства на уроке  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке  
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] замена устаревших знаний новыми  
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми  
-
 
+
  '''<u>Только для учителей</u>'''
  '''<u>Только для учителей</u>'''
-
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] идеальные уроки '''
+
  <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки '''
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] календарный план на год   
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год   
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] методические рекомендации   
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации   
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] программы
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] программы
-
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обсуждения
+
  [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обсуждения
   
   
   
   

Текущая версия на 07:43, 13 сентября 2012

Гипермаркет знаний>>История>>История 11 класс>>История: Литература и искусство


23. Литература и искусство


Литература конца XIX - начала XX в. существовала и развивалась под мощным воздействием кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Свое ощущение трагизма и неустроенности российского бытия этого времени с огромной художественной силой успели передать великие писатели-реалисты XIX в., заканчивавшие свой творческий и жизненный путь: Л. Н. Толстой (<Воскресение>, <Живой труп>) и А. П. Чехов (<Ионыч>, <Дом с мезонином>, <Чайка> и др.). Продолжатели реалистических традиций И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой в свою очередь создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года все более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, все более неясными. Жизнеутверждающий пафос, который был так характерен для русской классики XIX в., под гнетом печальных событий постепенно исчезал из их творчества.

В известной мере подобные черты были присущи и произведениям А. М. Горького - самого популярного в это время писателя-реалиста.  Чуткий  наблюдатель,  он  чрезвычайно  выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман <Фома Гордеев>, пьесы <Мещане>, <На дне>). Куда менее убедиельными в творческом отношении были попытки найти силу,особную противостоять этой жизни, сначала среди бунтарейяков (<Челкаш>), потом в среде революционного пролетариата (роман <Мать>).

На ряду с этим в конце XIX в. преимущественно в поэтичетикой среде возникают модернистские течения, стремящиеся отвоевать традиционных эстетических норм и представлений, значений марксизм и футуризм и др. При всех их различиях эти тезисы объединяла одна общая черта - отказ от воспроизведения окружающей действительности, которая представлялась неинтересной, скучной и в то же время пугающе опасной. Представители модернистских направлений стремились либо создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений,  оторванные от суетной  повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, увести его в глубины подсознания или в надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т. п. Для многих модернистов, особенно поэтов, характерна упорная работа над формой своих произведений - некоторые стихи В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта,  Н.  G.  Гумилева  поражают своей звучностью, изысканными неожиданными формами. Что же касалось самых ярких представителей этих течений - А. А. Блока, Андрея Белого (Б. Н. Бугаева), то они так и не смогли отстраниться от трагических проблем русской жизни: по-своему, вне рамок реалистического искусства эти поэты все же откликнулись на них, создав в своих произведениях неповторимую атмосферу душевного надрыва, разочарованности, ощущения неизбежного краха старого, привычного мира.

С конца XIX в. влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи - в импрессионистских полотнах В. А. Серова и К- А. Коровина, в символистских картинах М. А. Врубеля (<Демон>, <Пан> и др.). Передвижники в это время переживали глубокий кризис, организационный и творческий, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения <Мир искусства>, члены которого решительно отвергали идейные и эстетические принципы своих предшественников.

Так  же  как   и   близкие   им   по  духу  литераторы-модернисты, <мирискусники> отказались от реалистического воспроизведения действительности, призывая  стремиться к <чистой красоте> - совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. В <Мир искусства> вошло немало талантливых художников (А. Н. Бенуа, К- А. Сомов, Л. С. Бакст), которые, пренебрегая <прозой жизни>, создавали изящные, эстетически привлекательные полотна, посвященные придворным празднествам   времен   последних   Бурбонов   во   Франции,   сценам   помещичьей жизни дореформенной России и т. п. Неудивительно, что наиболее значительных результатов <мирискусники> достигли в книжной графике и театрально-декорационном искусстве.

Подчеркнутый эстетизм, сознательная отрешенность от реальной России - подобные    установки,    ограничивавшие    творческие возможности художника,  вызвали  в  конце концов  оппозицию. Часть <мирискусников> вышла из этой организации и, объединившись с бывшими передвижниками, учредила в 1903 г. <Союз русских художников>.  В  <Союзе>,  таким  образом,  произошел органичный    и    плодотворный    сплав    традиционного    и    новаторского  направлений  в  русской  живописи.   В  нем  работали мастера различных жанров, но самыми яркими и значитель из  них были  пейзажисты   И.  Э.   Грабарь,  К.  Ф. Юондд,  Крылов.

Отход от старых традиции в сторону эстетической утонченно поисков новых форм был характерен и для русской музыки начала XX в. В известной степени эти поиски обошли музыкальную культуру, во всяком случае, когда их великие великолепные мастера, как А. Н. Скрябин, С. В. Рахманин, И В. Стравинский. В начале XX в. русская музыка становятся все более заметным явлением мировой культуры. Немалую роль в ее популяризации сыграли так называемые Русские сезоны, организованные в 1907-1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С. П. Дягилевым.

Русская архитектура в начале XX в. переживает последний - короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерн. Его создатели стремились максимально учесть те возможности, которые предоставляют новые строительные конструкции и материалы, и в то же время эстетически осмыслить их, придать им художественную выразительность. В случае удачного воплощения этих замыслов здания банков, например Азовско-Донского (архитектор Ф. И. Лидваль), вокзалов - Казанского (А. В. Щусев), Ярославского (Ф. О. Шехтель), типографий - газеты <Утро России> (Ф. О. Шехтель), превращались в настоящие произведения искусства (все эти здания были построены в Москве, где модерн вообще получил наиболее последовательное развитие).

В целом русская культура конца XIX - начала XX в. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.


1. Какие новые стили и направления появились в российской культуре на рубеже XIX-XX вв.? Каким образом они были связаны с конкретной исторической обстановкой?

2. На примере одного из деятелей российской культуры начала XX в. раскройте особенности мировоззрения и творчества интеллигенции в этот период.

3. Согласны ли вы с общей оценкой российской культуры конца XIX -начала XX в. авторов учебника?


Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. 10 -11 классы. - М.: Просвещение, 2002


Планирование по истории , учебники и книги онлайн, курсы и задачи по истории для 11 класса скачать


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.