|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, История, 11 класс, урок, на Тему, Накануне краха, Русская культура конца XIX - начала XX в., Литература, искусство </metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, История, 11 класс, урок, на Тему, Накануне краха, Русская культура конца XIX - начала XX в., Литература, искусство, кризис, Л. Н. Толстой, марксизм, Франция, оппозиция, культура</metakeywords> |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[История|История]]>>[[История 11 класс|История 11 класс]]>>История: Литература и искусство ''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[История|История]]>>[[История 11 класс|История 11 класс]]>>История: Литература и искусство ''' |
Строка 7: |
Строка 7: |
| '''23. Литература и искусство'''<br> | | '''23. Литература и искусство'''<br> |
| | | |
- | <br>Литература конца XIX - начала XX в. существовала и развивалась под мощным воздействием кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Свое ощущение трагизма и неустроенности российского бытия этого времени с огромной художественной силой успели передать великие писатели-реалисты XIX в., заканчивавшие свой творческий и жизненный путь: Л. Н. Толстой (<Воскресение>, <Живой труп>) и А. П. Чехов (<Ионыч>, <Дом с мезонином>, <Чайка> и др.). Продолжатели реалистических традиций И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой в свою очередь создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года все более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, все более неясными. Жизнеутверждающий пафос, который был так характерен для русской классики XIX в., под гнетом печальных событий постепенно исчезал из их творчества. | + | <br>Литература конца XIX - начала XX в. существовала и развивалась под мощным воздействием '''[[Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965-1985 гг.|кризиса]]''', охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Свое ощущение трагизма и неустроенности российского бытия этого времени с огромной художественной силой успели передать великие писатели-реалисты XIX в., заканчивавшие свой творческий и жизненный путь: '''[[Л. Н. Толстой. Очерк жизни и творчества|Л. Н. Толстой]]''' (<Воскресение>, <Живой труп>) и А. П. Чехов (<Ионыч>, <Дом с мезонином>, <Чайка> и др.). Продолжатели реалистических традиций И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой в свою очередь создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года все более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, все более неясными. Жизнеутверждающий пафос, который был так характерен для русской классики XIX в., под гнетом печальных событий постепенно исчезал из их творчества. |
| | | |
| В известной мере подобные черты были присущи и произведениям А. М. Горького - самого популярного в это время писателя-реалиста. Чуткий наблюдатель, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман <Фома Гордеев>, пьесы <Мещане>, <На дне>). Куда менее убедиельными в творческом отношении были попытки найти силу,особную противостоять этой жизни, сначала среди бунтарейяков (<Челкаш>), потом в среде революционного пролетариата (роман <Мать>). | | В известной мере подобные черты были присущи и произведениям А. М. Горького - самого популярного в это время писателя-реалиста. Чуткий наблюдатель, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман <Фома Гордеев>, пьесы <Мещане>, <На дне>). Куда менее убедиельными в творческом отношении были попытки найти силу,особную противостоять этой жизни, сначала среди бунтарейяков (<Челкаш>), потом в среде революционного пролетариата (роман <Мать>). |
| | | |
- | На ряду с этим в конце XIX в. преимущественно в поэтичетикой среде возникают модернистские течения, стремящиеся отовевать традиционных эстетических норм и представлений, значений марксизм и футуризм и др. При всех их различиях эти тезисы объединяла одна общая черта - отказ от воспроизведения окружающей действительности, которая представлялась неинтересной, скучной и в то же время пугающе опасной. Представители модернистских направлений стремились либо создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, увести его в глубины подсознания или в надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т. п. Для многих модернистов, особенно поэтов, характерна упорная работа над формой своих произведений - некоторые стихи В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Н. G. Гумилева поражают своей звучностью, изысканными неожиданными формами. Что же касалось самых ярких представителей этих течений - А. А. Блока, Андрея Белого (Б. Н. Бугаева), то они так и не смогли отстраниться от трагических проблем русской жизни: по-своему, вне рамок реалистического искусства эти поэты все же откликнулись на них, создав в своих произведениях неповторимую атмосферу душевного надрыва, разочарованности, ощущения неизбежного краха старого, привычного мира. | + | На ряду с этим в конце XIX в. преимущественно в поэтичетикой среде возникают модернистские течения, стремящиеся отвоевать традиционных эстетических норм и представлений, значений '''[[Тема 10. Утопічний соціалізм і марксизм. К. Маркс. Комуністичний маніфест|марксизм]]''' и футуризм и др. При всех их различиях эти тезисы объединяла одна общая черта - отказ от воспроизведения окружающей действительности, которая представлялась неинтересной, скучной и в то же время пугающе опасной. Представители модернистских направлений стремились либо создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, увести его в глубины подсознания или в надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т. п. Для многих модернистов, особенно поэтов, характерна упорная [http://xvatit.com/busines/jobs-career/ '''работа'''] над формой своих произведений - некоторые стихи В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Н. G. Гумилева поражают своей звучностью, изысканными неожиданными формами. Что же касалось самых ярких представителей этих течений - А. А. Блока, Андрея Белого (Б. Н. Бугаева), то они так и не смогли отстраниться от трагических проблем русской жизни: по-своему, вне рамок реалистического искусства эти поэты все же откликнулись на них, создав в своих произведениях неповторимую атмосферу душевного надрыва, разочарованности, ощущения неизбежного краха старого, привычного мира. |
| | | |
| С конца XIX в. влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи - в импрессионистских полотнах В. А. Серова и К- А. Коровина, в символистских картинах М. А. Врубеля (<Демон>, <Пан> и др.). Передвижники в это время переживали глубокий кризис, организационный и творческий, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения <Мир искусства>, члены которого решительно отвергали идейные и эстетические принципы своих предшественников. | | С конца XIX в. влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи - в импрессионистских полотнах В. А. Серова и К- А. Коровина, в символистских картинах М. А. Врубеля (<Демон>, <Пан> и др.). Передвижники в это время переживали глубокий кризис, организационный и творческий, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения <Мир искусства>, члены которого решительно отвергали идейные и эстетические принципы своих предшественников. |
| | | |
- | Так же как и близкие им по духу литераторы-модернисты, <мирискусники> отказались от реалистического воспроизведения действительности, призывая стремиться к <чистой красоте> - совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. В <Мир искусства> вошло немало талантливых художников (А. Н. Бенуа, К- А. Сомов, Л. С. Бакст), которые, пренебрегая <прозой жизни>, создавали изящные, эстетически привлекательные полотна, посвященные придворным празднествам времен последних Бурбонов во Франции, сценам помещичьей жизни дореформенной России и т. п. Неудивительно, что наиболее значительных результатов <мирискусники> достигли в книжной графике и театрально-декорационном искусстве. | + | Так же как и близкие им по духу литераторы-модернисты, <мирискусники> отказались от реалистического воспроизведения действительности, призывая стремиться к <чистой красоте> - совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. В <Мир искусства> вошло немало талантливых художников (А. Н. Бенуа, К- А. Сомов, Л. С. Бакст), которые, пренебрегая <прозой жизни>, создавали изящные, эстетически привлекательные полотна, посвященные придворным празднествам времен последних Бурбонов во '''[[Тема 8. Франція у період Реставрації. Липнева революція і Липнева монархія. Політична роздробленість Німеччини|Франции]]''', сценам помещичьей жизни дореформенной России и т. п. Неудивительно, что наиболее значительных результатов <мирискусники> достигли в книжной графике и театрально-декорационном искусстве. |
| | | |
- | Подчеркнутый эстетизм, сознательная отрешенность от реальной России - подобные установки, ограничивавшие творческие возможности художника, вызвали в конце концов оппозицию. Часть <мирискусников> вышла из этой организации и, объединившись с бывшими передвижниками, учредила в 1903 г. <Союз русских художников>. В <Союзе>, таким образом, произошел органичный и плодотворный сплав традиционного и новаторского направлений в русской живописи. В нем работали мастера различных жанров, но самыми яркими и значитель из них были пейзажисты И. Э. Грабарь, К. Ф. Юондд , Крылов. | + | Подчеркнутый эстетизм, сознательная отрешенность от реальной России - подобные установки, ограничивавшие творческие возможности художника, вызвали в конце концов '''[[Либеральная оппозиция|оппозицию]]'''. Часть <мирискусников> вышла из этой организации и, объединившись с бывшими передвижниками, учредила в 1903 г. <Союз русских художников>. В <Союзе>, таким образом, произошел органичный и плодотворный сплав традиционного и новаторского направлений в русской живописи. В нем работали мастера различных жанров, но самыми яркими и значитель из них были пейзажисты И. Э. Грабарь, К. Ф. Юондд, Крылов. |
| | | |
- | Отход от старых традиции в сторону эстетической утонченно поисков новых форм был характерен и для русской музыки начала XX в. В известной степени эти поиски обошли музыкальную культуру, во всяком случае, когда их великие великолепные мастера, как А. Н. Скрябин, С. В. Рахманин, И В. Стравинский. В начале XX в. русская музыка становятся все более заметным явлением мировой культуры. Немалую роль в ее популяризации сыграли так называемые Русские сезоны, организованные в 1907-1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С. П. Дягилевым. | + | Отход от старых традиции в сторону эстетической утонченно поисков новых форм был характерен и для русской [http://xvatit.com/relax/music-clips/ '''музыки'''] начала XX в. В известной степени эти поиски обошли музыкальную культуру, во всяком случае, когда их великие великолепные мастера, как А. Н. Скрябин, С. В. Рахманин, И В. Стравинский. В начале XX в. русская музыка становятся все более заметным явлением мировой культуры. Немалую роль в ее популяризации сыграли так называемые Русские сезоны, организованные в 1907-1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С. П. Дягилевым. |
| | | |
| Русская архитектура в начале XX в. переживает последний - короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерн. Его создатели стремились максимально учесть те возможности, которые предоставляют новые строительные конструкции и материалы, и в то же время эстетически осмыслить их, придать им художественную выразительность. В случае удачного воплощения этих замыслов здания банков, например Азовско-Донского (архитектор Ф. И. Лидваль), вокзалов - Казанского (А. В. Щусев), Ярославского (Ф. О. Шехтель), типографий - газеты <Утро России> (Ф. О. Шехтель), превращались в настоящие произведения искусства (все эти здания были построены в Москве, где модерн вообще получил наиболее последовательное развитие). | | Русская архитектура в начале XX в. переживает последний - короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерн. Его создатели стремились максимально учесть те возможности, которые предоставляют новые строительные конструкции и материалы, и в то же время эстетически осмыслить их, придать им художественную выразительность. В случае удачного воплощения этих замыслов здания банков, например Азовско-Донского (архитектор Ф. И. Лидваль), вокзалов - Казанского (А. В. Щусев), Ярославского (Ф. О. Шехтель), типографий - газеты <Утро России> (Ф. О. Шехтель), превращались в настоящие произведения искусства (все эти здания были построены в Москве, где модерн вообще получил наиболее последовательное развитие). |
| | | |
- | В целом русская культура конца XIX - начала XX в. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях. | + | В целом русская '''[[Изменения в политике и культуре|культура]]''' конца XIX - начала XX в. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях. |
| | | |
| + | <br> |
| | | |
| + | ''1. Какие новые стили и направления появились в российской культуре на рубеже XIX-XX вв.? Каким образом они были связаны с конкретной исторической обстановкой?'' |
| | | |
- | ''1. Какие новые стили и направления появились в российской культуре на рубеже XIX-XX вв.? Каким образом они были связаны с конкретной исторической обстановкой?''
| + | ''2. На примере одного из деятелей российской культуры начала XX в. раскройте особенности мировоззрения и творчества интеллигенции в этот период. <br>'' |
- | | + | |
- | ''2. На примере одного из деятелей российской культуры начала XX в. раскройте особенности мировоззрения и творчества интеллигенции в этот период. <br>'' | + | |
| | | |
| ''3. Согласны ли вы с общей оценкой российской культуры конца XIX -начала XX в. авторов учебника?''<br> | | ''3. Согласны ли вы с общей оценкой российской культуры конца XIX -начала XX в. авторов учебника?''<br> |
Строка 35: |
Строка 35: |
| <br> ''Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. 10 -11 классы. - М.: Просвещение, 2002 '' <br> | | <br> ''Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. 10 -11 классы. - М.: Просвещение, 2002 '' <br> |
| | | |
- | | + | <br> |
| | | |
| <sub>Планирование по истории , учебники и книги [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]], курсы и задачи по истории для 11 класса [[История|скачать]]</sub> | | <sub>Планирование по истории , учебники и книги [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]], курсы и задачи по истории для 11 класса [[История|скачать]]</sub> |
Текущая версия на 07:43, 13 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>История>>История 11 класс>>История: Литература и искусство
23. Литература и искусство
Литература конца XIX - начала XX в. существовала и развивалась под мощным воздействием кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Свое ощущение трагизма и неустроенности российского бытия этого времени с огромной художественной силой успели передать великие писатели-реалисты XIX в., заканчивавшие свой творческий и жизненный путь: Л. Н. Толстой (<Воскресение>, <Живой труп>) и А. П. Чехов (<Ионыч>, <Дом с мезонином>, <Чайка> и др.). Продолжатели реалистических традиций И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой в свою очередь создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года все более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, все более неясными. Жизнеутверждающий пафос, который был так характерен для русской классики XIX в., под гнетом печальных событий постепенно исчезал из их творчества.
В известной мере подобные черты были присущи и произведениям А. М. Горького - самого популярного в это время писателя-реалиста. Чуткий наблюдатель, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман <Фома Гордеев>, пьесы <Мещане>, <На дне>). Куда менее убедиельными в творческом отношении были попытки найти силу,особную противостоять этой жизни, сначала среди бунтарейяков (<Челкаш>), потом в среде революционного пролетариата (роман <Мать>).
На ряду с этим в конце XIX в. преимущественно в поэтичетикой среде возникают модернистские течения, стремящиеся отвоевать традиционных эстетических норм и представлений, значений марксизм и футуризм и др. При всех их различиях эти тезисы объединяла одна общая черта - отказ от воспроизведения окружающей действительности, которая представлялась неинтересной, скучной и в то же время пугающе опасной. Представители модернистских направлений стремились либо создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, увести его в глубины подсознания или в надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т. п. Для многих модернистов, особенно поэтов, характерна упорная работа над формой своих произведений - некоторые стихи В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Н. G. Гумилева поражают своей звучностью, изысканными неожиданными формами. Что же касалось самых ярких представителей этих течений - А. А. Блока, Андрея Белого (Б. Н. Бугаева), то они так и не смогли отстраниться от трагических проблем русской жизни: по-своему, вне рамок реалистического искусства эти поэты все же откликнулись на них, создав в своих произведениях неповторимую атмосферу душевного надрыва, разочарованности, ощущения неизбежного краха старого, привычного мира.
С конца XIX в. влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи - в импрессионистских полотнах В. А. Серова и К- А. Коровина, в символистских картинах М. А. Врубеля (<Демон>, <Пан> и др.). Передвижники в это время переживали глубокий кризис, организационный и творческий, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения <Мир искусства>, члены которого решительно отвергали идейные и эстетические принципы своих предшественников.
Так же как и близкие им по духу литераторы-модернисты, <мирискусники> отказались от реалистического воспроизведения действительности, призывая стремиться к <чистой красоте> - совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. В <Мир искусства> вошло немало талантливых художников (А. Н. Бенуа, К- А. Сомов, Л. С. Бакст), которые, пренебрегая <прозой жизни>, создавали изящные, эстетически привлекательные полотна, посвященные придворным празднествам времен последних Бурбонов во Франции, сценам помещичьей жизни дореформенной России и т. п. Неудивительно, что наиболее значительных результатов <мирискусники> достигли в книжной графике и театрально-декорационном искусстве.
Подчеркнутый эстетизм, сознательная отрешенность от реальной России - подобные установки, ограничивавшие творческие возможности художника, вызвали в конце концов оппозицию. Часть <мирискусников> вышла из этой организации и, объединившись с бывшими передвижниками, учредила в 1903 г. <Союз русских художников>. В <Союзе>, таким образом, произошел органичный и плодотворный сплав традиционного и новаторского направлений в русской живописи. В нем работали мастера различных жанров, но самыми яркими и значитель из них были пейзажисты И. Э. Грабарь, К. Ф. Юондд, Крылов.
Отход от старых традиции в сторону эстетической утонченно поисков новых форм был характерен и для русской музыки начала XX в. В известной степени эти поиски обошли музыкальную культуру, во всяком случае, когда их великие великолепные мастера, как А. Н. Скрябин, С. В. Рахманин, И В. Стравинский. В начале XX в. русская музыка становятся все более заметным явлением мировой культуры. Немалую роль в ее популяризации сыграли так называемые Русские сезоны, организованные в 1907-1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С. П. Дягилевым.
Русская архитектура в начале XX в. переживает последний - короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерн. Его создатели стремились максимально учесть те возможности, которые предоставляют новые строительные конструкции и материалы, и в то же время эстетически осмыслить их, придать им художественную выразительность. В случае удачного воплощения этих замыслов здания банков, например Азовско-Донского (архитектор Ф. И. Лидваль), вокзалов - Казанского (А. В. Щусев), Ярославского (Ф. О. Шехтель), типографий - газеты <Утро России> (Ф. О. Шехтель), превращались в настоящие произведения искусства (все эти здания были построены в Москве, где модерн вообще получил наиболее последовательное развитие).
В целом русская культура конца XIX - начала XX в. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.
1. Какие новые стили и направления появились в российской культуре на рубеже XIX-XX вв.? Каким образом они были связаны с конкретной исторической обстановкой?
2. На примере одного из деятелей российской культуры начала XX в. раскройте особенности мировоззрения и творчества интеллигенции в этот период.
3. Согласны ли вы с общей оценкой российской культуры конца XIX -начала XX в. авторов учебника?
Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. 10 -11 классы. - М.: Просвещение, 2002
Планирование по истории , учебники и книги онлайн, курсы и задачи по истории для 11 класса скачать
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|