KNOWLEDGE HYPERMARKET


Какими средствами воздействует искусство

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 9 класс>>Какими средствами воздействует искусство


                                                    Какими  средствами воздействует  искусство?


К  общим  средствам  художественной  выразительности,  как  известно, относятся:  композицияформа,  ритм, пропорции,  фактура,  цвет,  тон,  интонация  и  др.  Они  могут  существенно усилить  воздействие  художественного произведения,  повлиять  на  отношение  человека,  вызвать  определенные образы,  ассоциации,  воспоминания.

Композиция  —  это  построение художественного  произведения,  обусловленное  его  содержанием,  характером,  назначением.  Композиционное равновесие  зависит  от расположения основных  частей  произведения.  Композиция,  построенная  по  законам  искусства, придает произведению целостность  и  гармоничность.

Особенности  композиции  акцентируют  внимание  на  определенных предметах.  Художник  подчеркивает их  значимость  в  сюжете  картины.  Он преднамеренно  переключает  внимание  зрителя  с  одной  части  картины на  другую,  вызывая  в  его  душе  определенные переживания, причем в последовательности,  желательной  для  понимания  содержания  произведения.


ПЕТРОВ-ВОДКИН. Яблоки; СЕЗАНН. Натюрморт с белым кувшином

СУРБАРАН. Натюрморт с апельсинами

На  знаменитой  картине  Сандро Боттичелли  (1445—1510)  «Весна» справа,  легко  скользя  по  цветущему лугу  в  прозрачных,  легких  одеждах, рассыпает  цветы  сама  Весна.  Преследуемая  Зефиром Флора  словно ищет  у нее  защиты.  В  центре  под  аркой  ветвей  стоит  Венера.  Ее  жест  указывает на  трех  граций,  причудливо  сплетающих в хороводе руки. Слева тянется  за апельсином Меркурий. Персонажи как будто не  замечают  друг друга, фигуры существуют  независимо  друг  от  друга. Прозрачные одежды едва прикрывают тонкие,  гибкие  тела.  Ясные  и  в  то  же время  тягуче-нежные  линии  создают ощущение  зачарованности.  На  всех лицах  лежит  тень  невысказанной грусти. Фигуры  как  будто  двигаются  с бесшумной  легкостью.  Их  объединяет общий  ритм.


ТРОПИНИН. За прошивками

Сопоставим  особенности  композиции  этого  живописного  полотна  с особенностями  построения  (формой) музыкального  произведения  с  тем  же названием.

САВРАСОВ. Весенний день

БОТТИЧЕЛЛИ. Весна

«Весна»  —  первый  концерт  в  цикле  концертов  «Времена года»  Антонио Вивальди (1678–1741)  —  наиболее  популярном  сочинении  итальянского  композитора  в  стиле  барокко.

Концерты  этого  цикла  —  программная  музыка,  так  как каждому  из  концертов  композитор  предпослал  сонет.  Предполагается,  что  автором  стихов  является  сам  Вивальди.

Музыка  точно  следует  за  образами  стихов.  Сонеты  настолько  соответствуют  музыкальной  форме  концертов,  что невольно  возникает  подозрение,  не  сочинены  ли  они  к  уже написанной  музыке.

Первая часть концерта  «Весна  грядет!» открывается необычайно  радостным  мотивом,  иллюстрирующим  ликование, вызванное  приходом  весны,  — играет  весь  оркестр  (tutti). Этот  мотив  является  своего  рода  рефреном,  что  придает  музыке  форму,  похожую  на  рондо.

                                                        Весна  грядет!  И  радостною  песней
                                                        Полна  природа.  Солнце  и  тепло,
                                                        Журчат  ручьи.  И  праздничные  вести
                                                        Зефир  разносит,  точно  волшебство.
                                                        Вдруг  набегают  бархатные  тучи,
                                                        Как  благовест,  звучит  небесный  гром.

                                                        Но  быстро  иссякает  вихрь  могучий,
                                                        И щебет  вновь  плывет  в  пространстве  голубом.

Вторая часть —  «Сон крестьянина». Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна — солирующая скрипка поет мелодию,  очень  тихое  (pp)  звучание  всех  скрипок  оркестра в  мягком  пунктирном  ритме  изображает шелест листвы, а  голоса альтов — лай собаки,  «охраняющей»  сон  хозяина.


•  Рассмотрите  картину  «Весна»  Боттичелли.  Передайте  графически    композиционное  построение  картины.  О  чем  говорит  эта  линия?  Можно  ли  здесь  использовать  музыкальный  термин  «кульминация»?  Где она  находится  и  как  это  передал  художник?

• Как можно  интерпретировать  строки  из  стихотворения Микеланджело:  «Кто  создал  все,  тот  сотворил и  части»?

• Послушайте  концерт  «Весна». Как  его  композиция  влияет на общее    впечатление? Какими  средствами композитор  создает  образ  весны?  В  каких  эпизодах  вы  услышали  пение  птиц?  

•  Каковы  особенности  построения  первой  части  концерта?  Почему  композитор  избрал  форму  рондо? Появлению каких  зрительных образов  весны помогает противопоставление музыкальных  тем? Какой принцип  построения    музыки  играет  ведущую  роль —  повтор  или  контраст?  А  в  картине  Боттичелли?

•  Какую  роль  играет  сопоставление  звучания  скрипки  соло  и  всего  оркестра  в  концерте  Вивальди? Можно  ли  найти  в  картине  Боттичелли  аналогии  этому  музыкальному  сопоставлению  соло  и  оркестра?

                                                        Цветов  дыханье, шелест  трав,
                                                        Полна  природа  грез.
                                                        Спит  пастушок,  за  день  устав,
                                                        И  тявкает  чуть  слышно  пес.

Третья  часть  («Танец-пастораль»)  полна  энергии  и  жизнерадостности.  Ритм этой  части  напоминает  поступь  старинного итальянского  танца  сицилианы,  его особый  признак  —  повторяющаяся  ритмическая  фигура

                                                        Пастушеской  волынки  звук
                                                        Разносится,  гудящий  над  лугами,
                                                        И  нимф  танцующих  волшебный  круг
                                                        Весны  расцвечен  дивными  лучами.

ВЕНЕЦИАНОВ. Спящий пастушок; СУДЕЙКИН. Балетная пастораль

Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и  изобразительных  средств  для  создания  художественного образа  в  любом  виде  искусства.  Благодаря  форме  рождается внешнее  выражение  определенного  содержания,  например, изобразительная  форма,  музыкальная  форма,  стихотворная форма. В  разных  видах искусства  внешнее  выражение имеет свои  особенности.

ДЖАКОМЕТТИ. Кошка


В  изобразительном  искусстве  форма  —  это  очертание, наружный  вид,  контур предмета. Самые простые формы приближаются  к  квадратутреугольнику,  кругу,  «амебе».

Каждая форма имеет  свой  характер. Квадрат —  законченная,  устойчивая  форма  —  ыражает  утверждающие  образы, ей  не свойственно  движение,  полет.  Треугольник —  активная, развивающаяся  на  плоскости  и  в  пространстве форма —  несет  в  себе  возможность  движения,  выражает  борьбу  противоположностей,  может  быть  агрессивной.  Круг  —  наиболее яркое  выражение  идеи  природы  (ЗемлиСолнца,  мироздания),  поэтому  ассоциируется  с  понятиями  «добро»,  «счастье», «жизнь».  Текучая  форма  амебы  придает  образам  неустойчивый  характер,  ассоциируется  с  романтичностью, меланхолией,  пессимизмом.

•  Посмотрите  плакаты,  рекламные  листовки,  современную  скульптуру, фрагменты  мультфильмов  с  изображением  стилизованных  животных.  Что подчеркивает  стилизация  или  трансформация?

•  Послушайте  два  музыкальных  произведения.  Сравните,  как  в  них  развивается  и  утверждается  основная  музыкальная  мысль.  Какие  способы  развития  преобладают  в  каждом  из  этих  произведений?

ДЖАКОМЕТТИ. Паук; ДЖАКОМЕТТИ. Кошка

Линия  тоже  имеет  свою  форму,  которая  выражает образ.  Она  может  быть  тремительной  или  тягучей, плавной  или  угловатой,  целенаправленной  или  хаотичной  и  тем  самым  формирует  различные  образы.

Кадры из мультфильмов «Мадагаскар», «Винни Пух»

Для  усиления  художественного  образа  формы могут  быть  стилизованными  или  рансформированными.  В  них  подчеркиваются  или  изменяются характерные  черты  предмета, а  ненужные  детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются  в  плакатной  и  книжной  графике  и  в мультипликации,  а  также  в  современной  скульптуре.

В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала,  а  также жанровые обозначения, которые  авторы  дают  своим  произведениям,  например: песня,  романс,  баллада, прелюдия и  др. Формы-композиции  в  музыке  основаны  на  известных  вам принципах —  повтор  и  контраст.  Различают  двухчастные  и  трехчастные  музыкальные  формы,  вариации,  рондо,  сонатная  форма  и  др.

Масштабность  замысла  музыкального  произведения  определяет  его  форму-композицию.  Для песенных  жанров  характерны  простые  формы  (куплетные,  куплетно-вариационные);  произведения  танцевальных  жанров  нередко  написаны  в  трехчастной форме.  А  драматургия  таких  жанров,  как  симфония, концерт,  опера,  балет,  требует  более  развернутых форм,  построенных  на  сопоставлении  и  противопоставлении  контрастных  образов.

ДЕЙНЕКА. На катке; БИЛИБИН. Пир
 
• Посмотрите фрагменты  орнаментов  из  иллюстраций И. Билибина  к  русским  народным  сказ кам,  репродукцию  картины  «На  катке»  А. Дейнеки.  Какой  эффект  создает  ритмическая  организация  орнамента  и  композиции  картины?  

• Послушайте фрагменты  музыкальных  произведений. Определите,  какую  роль  играет  ритмическая  организация  в  музыке  разных  эпох.


Ритм  отражает  связь  природы,  человека  и  его  деятельности  с  мирозданием.  Слово  ритм  означает  «мерность».

Ритм  сложился  под  влиянием  деятельности  человека:  шага,  танца,  заклинания,  плача-причета,  укачивания ребенка,  бытовой  речи,  этапов  работы,  Ритм  подсказывает  и  природа: сердцебиение  и  пульс  живого  организма,  пение  птицдвижение  морских  волн  и  т. п.  Такие  ритмы  понятны всем  людям.  С  помощью  ритма  можно  выразить  состояния  покоя  и  безмятежности,  величия  и  стабильности, суетливости  и  испуга.

В  европейской  культуре  в  Средние века  вытянутые по  вертикали пропорции  соборов  создавали  образы,  созвучные  устремленной  к  небу  в  эмоциональном  порыве  душе  человека.  В древнерусском  искусстве  выразительные  пропорции  архитектурных  построек  несли  в  себе  образы,  объединяющие  человека  с  природой.

Фактура  от  лат.  factura —  обработка,  строение.

Руины древнегреческого храма; ЛИППИ. Портрет неизвестной дамы; Реймский собор. франция

В  изобразительном  искусстве  фактура  —  это  характер  обработки  поверхности изделия  декоративно-прикладного  искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи  особенностей  реальных  предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами.  Это    и  совокупность  технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных  слоев,  удары  резца,  полировка.

В  музыке  под  фактурой  понимают  характер,  совокупность  средств  музыкального  изложения,  склад,  тип  взаимоотношений различных  голосов  музыкальной  ткани:  гармоническая  (аккордовая),  в  которой  голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая,  в  которой  каждый  голос  самостоятелен; гомофонно-гармоническая.

Новодевичий монастырь в Москве; Шлем Александра Невского

• Рассмотрите изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации  вызывают  у  вас  пропорции  этих  архитектурных  сооружений?

• Послушайте  звучание  разных  колоколов  и  сопоставьте  их  ритмические формулы.  Как  изменение  ритма  влияет  на  эмоциональный  строй  колокольных  звонов?

•  Объясните,  как  вы  понимаете  термины  «композиция»,  «содержание»,  «сюжет»,  «ритм»,  «пропорции»,  «форма»,  «фактура».  Найдите  эти  понятия  в  справочной  литературе.

•  Какие  средства  художественной  выразительности,  общие  для  различных  искусств,  вам  известны?

• Послушайте и  сравните  два музыкальных  произведения. Какое  значение имеет фактура  в  создании  различных  образов?


Художественно-творческие задания
>Создайте  в  технике  аппликации  (или  на  компьютере)  несколько  уравновешенных  или  неуравновешенных  композиций,  используя  разные  по  характеру  элементы.

>Создайте  изобразительную  композицию,  которая    ассоциировалась  бы  с  одним  из  знакомых музыкальных  произведений.  Аргументируйте    особенности  реализации  своего  замысла.






Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.


Искусство скачать, задача школьнику 9 класса, материалы по искусству для 9 класса онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.